ВО ФРАНЦИЮ И ОБРАТНО
Вокзал Базеля уже не казался таким страшным и непонятным. Уверенной походкой к автомату по продаже билетов. Руки сами набирают нужное название. Еще раз набирают. Возврат к начальному меню, вывод полного списка. Буква «М». Где же он? С пятой попытки стало ясно: в этом нацистском аппарате не продаются билеты во Францию. Стало непонятно и немного страшно: как же отсюда люди уезжают? Указатели помогли найти ту часть вокзала, которая принадлежит Франции. Да-да, именно принадлежит. Дверь отличалась от швейцарских родственниц каким-то деревянно-казенным (словно бы российским) дизайном. За ней – коридор, по обе стороны которого стоят пограничные служащие: женщина и мужчина. Стоят, улыбаются. Протягиваю паспорт и спрашиваю, где здесь можно купить билет до Мюлуза. Через пару минут, пристально изучив все страницы (включая и чистые), погранец делает приглашающий жест рукой и торжественно произносит: «Велкам!» «А где же здесь продаются билеты?» «Там», – машет рукой по направлению коридора приветливый служащий. Иду, поворачиваю, попадаю в маленький зальчик с одной деревянной лавкой. На лавке сидит кореец с рюкзаком, рядом стоят две кореянки. Никто из них ни на автомат, ни на кассира явно не похож. «Где купить билет до Мюлуза?» «Там», – машет рукой узкоглазый в направлении очередной двери.
Дверь захлопывается. Я стою на перроне. Вижу, что отправление поезда на Мюлуз через 20 минут. Есть еще времечко. Но где же здесь продают билеты?! Перрон чист, как совесть Христа. Проход на швейцарскую территорию загорожен. И еще одна дверь – снова в здание вокзала. «Ага, – смекаю я, – наверняка именно здесь комната, где продаются билеты». Радостно открываю дверь и попадаю… в зону паспортного контроля. Вежливый служащий внимательно проверяет мой паспорт и торжественно произносит: «Добро пожаловать в Швейцарию!» Вот я и по Франции попутешествовал.
Выхожу в зал и снова оказываюсь перед заветной дверью в соседнее государство. Просовываю голову в коридор, говорю уже знакомой парочке «здрасьте» и намекаю, что мне очень нужен билет. «Там», – на этот раз по направлению коридора мне махнула рукой женщина. Женщины не обманывают, а я просто просмотрел по своей невнимательности. Показываю паспорт. На этот раз паспортный контроль длился секунд десять: они просто убедились, что я не успел за это время поменять документ. Тщательно обыскиваю коридор и зальчик. В нерешительности останавливаюсь перед корейцами, но обыскивать их не осмеливаюсь. Выхожу на перрон. По мере моих невеликих французских сил знакомлюсь со всеми имеющимися надписями, убеждаюсь, что на путях тоже ничего полезного не наблюдается. Снова попадаю на паспортный контроль. «Добро пожаловать в Швейцарию!»
Слева от двери стоит автомат. Как же я его сразу не заметил, дубина?! Бросаюсь к нему и застываю в полете: все надписи на французском. Вместо стрелок и прочих кнопок – металлический диск с кнопкой. Пытаюсь нажимать – ничего, пытаюсь использовать диск в качестве джойстика – мимо, пробую крутить – чуда не происходит. Время стремительно тает. К французской двери подходит дама цивилизованного вида, рука небрежно держит заветный билет. Бросаюсь ей в ноги и умоляю открыть секретное место, где выдают такие чудные билетики. «А вот там, прямо в зале. Кассы» – все так же небрежно бросает женщина, с превосходством глядя на меня. Кассы! О, это чудное слово! А какие чудесные молодые люди сидят в них. Вот только пытаются пихнуть билет туда и обратно. Хорошо, в последний момент обратил на это внимание. Переоформляем. Тик-так. В один конец. Второй класс. Мюлуз. И галопом во Францию. Пограничный контроль вытягивается в струнку и отдает мне честь…
Но до вокзала надо было еще дойти. Самое главное что? Не запутаться в светофорах! А ведь мог.
Самые внимательные правильно разглядели флаг на первом снимке. Это официальное полотнище футбольного клуба «Базель». Того самого, чей бывший тренер сейчас руководит «Спартаком». Того самого, который замерял в Москве ворота, но ему это не помогло («Welcome to Hell!»). Какие-то конско-барселонские цвета, если честно… Не солидно для такой престижной страны. Здесь у них штаб-квартира.
Вокзал пройден, поезд подан. Гуд бай, Швейцария, оу!
Вагоны второго класса. Как же вас не любить после фирменных поездов РЖД? Приятная мелочь: в такую рань (еще нет и десяти утра) поезда ходят почти пустые: садись, куда захочешь.
Рюкзак отправляется на полку, сумка – в кресло, билет – на столик, где уже лежит заботливо оставленная кем-то свежая пресса.
Из гор Швейцарии вытекаешь во Францию, как зубная паста из тюбика. Становится просторно, но пропадает шик. Вокруг все попроще, скромнее. Вокзал Мюлуза тоже не блещет великолепием. Но аккуратно, ничего не скажешь. Здравствуй, Эльзас.
Сразу на выходе из вокзала трамвайная остановка. Она-то мне и нужна для воплощения очередного пункта Большого плана. До пункта назначения осталось всего минут пятнадцать-двадцать.
В трамвае на моих глазах разворачивается непредставимая для Швейцарии сценка под названием «Контролеры на охоте, или Заяц не ушел». Мужичок культурного вида (там другого вида людей словно бы и нет) с портфельчиком в руке что-то жалобно лопочет в свое оправдание. О, поглядите-ка, даже какие-то документы достал, показывает. Воистину, зайцы во всех странах одинаковы. Безбилетники всех стран, объединяйтесь! Никакого впечатления на кондуктора предъявленная ксива не произвела: его французский лаконичен и прекрасен: «Ер шиссен!» Мужичок пытается с невинной улыбкой на челе сделать обходной маневр к двери, вытанцовывая па из балета «Я – краб». На пути становится соратница контролера и угрожающе поводит грудью. Мужичок сникает и дрожащею рукою вынимает паспорт: «Сдаёмсу!» Контролер выписывает квитанцию и торжественно вручает провинившемуся: «Получите, распишитесь». Поникший заяц устраивается поудобнее в кресле.
А я выскакиваю на нужной остановке для того, чтобы первым делом сообщить вам о цели поездки. В Мюлузе, братья и сестры, находится самый большой в Европе (и один из самых больших в мире) музей автомобилей. Да-да, именно вот в этом провинциальном эльзасском городке (впрочем, это второй по величине город Эльзаса). И в нем мне предстоит (внимание, спойлер!) провести почти целый день.
Вход в музей начинается с моста.
Речка Илль весьма живописна.
Ну, вот и музей. ПРавда, вход больше походит не на музей, а на торговый центр.
Но не верь глазам, сердцу и почкам своим - это именно музей. И в следующей части мы начнем его изучать.
Comments