ГЛАВНЫЙ МУЗЕЙ СТРАНЫ
Искусство, как таковое, никому и ничего не должно. Не особенно должны и авторы (если, конечно, не берут кредит или не держат «общак» где-нибудь в Панаме). Но давайте скажем честно, что между автором произведения и потребителем существует неразрывная обратная связь, которая держится на взаимовыгодном обмене (вас ни разу не подташнивало от тысячекратно повторенной фразы «я пишу для себя»?). Зачастую от одной из сторон требуется материальное поощрение, но основа этих взаимоотношений кроется внутри человека, а не кошелька. Кому нужно искусство, не вызывающее никаких чувств? Да и сильно ли нужен автору такой «фригидный» потребитель? Короче говоря, искусство должно дергать зрителя/слушателя за что-то чувствительное внутри.
Подходит ли для этих целей Эрмитаж?
Я достаточно хорошо помню свои первые, детские, впечатления от Эрмитажа. Маленький я разрывался в возрасте десяти лет от необходимости выбора между образом рыцаря БСиУ и вполне объяснимыми эманациями юного эротомана. Романтизм победил физиологию, и побелевшие от горя и отчаяния родители через час нашли меня в Рыцарском зале. Лет через пять им пришлось бы отлавливать меня по всем залам, где есть намек на обнаженную женскую грудь, т.е. по всей территории Зимнего дворца.
Сейчас – другое дело. Наверное, причина вовсе не в музее, а в возрасте, но в первую очередь меня порадовал знакомый по Нанси фламандец, любимец производителей открыток.
Гисбрехт Лейтенс (1586-1650). «Зимний пейзаж».
Почему-то львиная доля произведений за эти годы утратила свой сексуальный задор. А ведь дело-то, заметьте, весной происходит, когда сам Господь велел, если народ не врет. Но какая к Дьяволу весна, если перед тобой висит квинтэссенция творчества Рубенса – Мистера Прощай-Половая-Зрелость? Кто-нибудь способен разглядеть на картине женскую грудь?
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). «Вакх».
На следующей картине Рубенса грудь видна чересчур хорошо. Он над нами издевался! Но тут уже вопрос скорее к тому, кто эту коллекцию собирал. Как показывает опыт, Рубенс тоже умел быть интересным и привлекательным, но покупателю хотелось, чтобы цари смотрели именно на такое. Оно, конечно, понятно, что для мастера накачанных ног и растренированных тел римские сюжеты были ближе остальных, но ведь случались в истории Рима и вполне приятные глазу сцены – съедение раба львами, например, или поэтические вечера Калигулы…
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). «Отцелюбие римлянки (Кимон и Перо)».
Но что уж тут на Рубенса кивать, если эрмитажные коллекционеры сумели даже на безупречном ван Дейке с бубенцами поплясать. Хочется спросить у великого фламандца: «Ваш-благородие, пошто мальчонку-то?!»
Антонис ван Дейк (1599-1641). «Портрет молодой женщины с ребенком».
Крест на пузе, но когда видишь такое искусство, то глаза невольно тянутся к интерьеру.
А вот еще один ван Дейк. Нет, на табличке под картиной его имя отсутствует, там только неутомимый флорист Даниэль Зегерс, брат Герарда и воспитанник мастерской Брейгеля Старшего. Всю свою жизнь Дэн рисовал цветочки, чем изрядно радовал маму и вызывал умиление окружающих дам. А вот людей рисовать так и не научился. В центре картины два пупса. Сложно в это поверить, но их имена – Иисус и Иоанн. Они, оказывается, с малых лет корешили, в одной песочнице играли. Есть одна пикантная деталь: нарисовал их не Зегерс, а другой художник, оставшийся неизвестным. Почему такая несправедливость? Потому что неизвестный герой просто скопировал фрагмент картины ван Дейка. Мастерство тиражирования в то время ценилось очень неплохо.
Даниэль Зегерс (1590 – 1661). «Гирлянда цветов, окружающая картуш с изображением младенцев Христа и Иоанна».
Насчет мастерства тиражирования копий Эрмитаж не подвел, подкинув еще одного давнего знакомца. Посмотрите на эту алчную парочку. Узнаете? Верно, это именно они, уже встречавшиеся в Нанси и Москве. Маринус не только обокрал церковь и своего учителя, но еще и захламил копиями половину музеев мира. Настоящий мастер ремейков, куда там Киркорову.
Маринус Ван Реймерсвале (1493-1567). «Сборщики налогов» (картина висит отвратительно, сфотографировать почти нереально, но вполне достаточно и такого качества)
«Тут критик воскликнет…» Но ведь должно же быть и что-то хорошее? Безусловно. И этого хорошего достаточно много. Во-первых, в Эрмитаже собраны действительно интересные скульптуры. Многие из них отличаются оригинальностью и новизной.
В этом месте придется сделать небольшое, но весьма прискорбное отступление.
Бывает, что не обратишь внимания на свежеокрашенную разметку перехода или лавку. А потом удивляешься: и чего это все на меня смотрят? И сам себе отвечаешь: «Это всё потому, что я умный и красивый». А у тебя задница в зеленую полоску, или за тобой дорожка из белых следов тянется. С эрмитажными скульптурами получилось что-то похожее. Только я задумал сообщить неосведомленному читателю о том, что может, может пытливый посетитель найти в дебрях музея незамыленное, свежее, как наткнулся в интернете на небольшую заметку. Оказывается, парочка скульптур, отобранных мной для демонстрации своих изыскательных способностей, – всего лишь часть выставки, которую привезли в Эрмитаж за полтора месяца до нашего визита: «Скульптуры императорских дворцов». Неоклассика XIX века влила свежую струю в классический репертуар постоянной экспозиции.
Скульптуру «Танцовщица Фанни Черрито» Николай I купил самолично у автора – Ринальди Ринальдо – в 1846 году. Ринальди, конечно, слыл мастером неоклассицизма, но здесь надо отдать должное Николаю: разглядел. Впрочем, может быть, сказалась генетическая тяга русских царей к балеринам (или наоборот взяла свое начало именно тогда?). 1845-й год был для 28-летней Фанни Черрито пиком карьеры, она входила в четверку лучших балерин своего времени (именно для этой четверки Жюлем Перро был поставлен мега успешный «Па Де Катр»), в этот же год вышла замуж за ведущего хореографа Артура Сен-Леона и вообще была лакомой приманкой для художников, скульпторов и русских царей. Каменную Фанни Николай увез в свой дворец, а живая пыталась успеть взять от жизни всё самое вкусное. Разумеется, что Артур в результате сказал ей, что лучше будет спать с Эскалибуром и дал жене полный отлуп в 1851 году. Карьера танцовщицы начала медленно катиться под уклон, а тут еще в 1853-м и ребенок появился от знойного испанского дворянина. Пытаясь поэксплуатировать тайные высокодержавные страсти, плясунья в 1856 году отправилась на гастроли в Москву и Санкт-Петербург, но особого успеха не имела, т.к. к тому моменту появилась целая стайка балерин с более упругим телом. Закончиться эта история должна была бы плачевно, но Черрито вовремя сообразила, что к чему, и ушла на тренерскую работу, став известным балетмейстером. Её пример – другим наука, что танцевать – совсем не штука. Поступайте в ВШТ на базе ГЦОЛИФК!
Ринальдо Ринальди (1793-1873). «Танцовщица Фанни Черрито»
Эмиль Вольф был видным мужчиной, с харизмой и прочими необходимыми причиндалами. И дел великих он мог немало совершить, если бы имел талант широкий и открытый, но так уж получилось, что был охоч до нежного тела больше, чем до скульптурного дела. И особенной разницы между женским и юношеским принципиально не хотел замечать. Итогом такого отношения к жизни могло быть одно из двух: либо его посадили бы перед прокурором на скамейку, либо он с прокурором стал бы на одну ступеньку. Эмиль разумно выбрал второе, став чиновником – директором римской академии святого Луки. Самое большое его свершение: «Руководство для посетителей папских музеев античной скульптуры». А ведь его учителем был Иоганн Готфрид Шадов, тот самый, который создал колесницу с богиней Победы для Бранденбургских ворот (оригинал сгоряча уничтожили в 1945 году советские войска, поэтому сейчас гости Берлина любуются копией)…
Эмиль Вольф (1802-1879). «Амур С Атрибутами Геркулеса» (вы не о тех атрибутах подумали!)
Несомненной вершиной скульптурного богатства Эрмитажа является единственная в России скульптура Микеланджело – «Скорчившийся Мальчик». О нем можно говорить с упоением и безо всякой усмешки. Кто бы мог увидеть в неотесанном кубе мрамора, который подогнали великому Мастеру из остатков, сидящего человека и освободить его от лишних кусков камня? И вроде бы придраться не к чему. Вроде бы. Но кто-нибудь заглядывал этому мальчику в лицо?? Он ведь уже давно не мальчик. И что это, дамы и господа, у него уже борода, что ли? Как говорится: и погибни славной смертью…
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
© Микеланджело
Микеланджело (1475-1562). «Скорчившийся Мальчик»
Не подумайте, что после нескольких посещений Эрмитажа только камень способен вызывать чувства. Картины тоже продолжают шибать по нежным душевным струнам: кто – меньше, кто – всё так же сильно. Сложно научиться проходить равнодушно мимо Магдалины.
Тициан (1488-1579). «Кающаяся Мария Магдалина».
И уж совсем никак не пройти без содрогания мимо Данаи. Я ведь застал её еще прежней, во всей красе и эротической мощи. Да, картину по возможности восстановили после безумной выходки Бронюса Майгиса (его имя теперь прочно встало рядом с именем великого Рембрандта). По возможности. Но разве можно спокойно смотреть в то, что осталось? Шедевры уходят безвозвратно, и заменить их – нечем. Когда-нибудь настанет такое время, что все оригиналы физически исчезнут, перекочевав в цифровые потоки данных, но пока есть еще возможность ими любоваться. Или ужасаться тому, что с ними стало.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). «Даная» (фрагмент)
Вторая часть экспозиции – современное искусство – с некоторых пор расположена в отдельном здании. Под это благое дело приспособили Главштаб. Зимний заканчивается лестницей.
С лестницы же начинается и Главштаб. Если быть точным, то Главный Штаб перешел к Эрмитажу не целиком, а только восточное крыло и арка, но площадей там хватает вполне, чтобы провести день целиком от утра и до вечера. Кстати. Передан Эрмитажу уже достаточно давно – в 1993-м, ещё при Ельцине. Сейчас всё как-то больше забирают.
Впрочем, в Главштабе печалиться не придется, потому что это весьма позитивный и светлый музей, таящий в себе много радостей и веселья. Только есть один нюанс. Если вы голодны не только до искусства, но и буквально, перекусите прежде, чем пройдете контролера: музейное кафе расположено вне контролируемой территории, и выйти туда перекусить не получится. Вернее, выйти-то получится, а вот зайти обратно по имеющимся билетам – уже нет. Разумеется, что сделано это с самой благой целью (это же не наживы ради, а удобства тех, кто не купил билеты, для, никак иначе).
А теперь ближе к телу. Выставка современного искусства начинается с самого смешного, дабы сразу поднять настроение и отвлечь от серьезного настроя Зимнего дворца – с Матисса!
Значительной частью коллекции Матисса Эрмитаж обязан простой русской девушке Лиде Делекторской, проработавшей помощницей художника с 1932-го и до его смерти в 1954 году. Как ни странно, но поначалу Лида действительно работала помощницей, пока 63-летний Анри не обратил внимания на ее голубые глаза (или что там еще выпирало из-под платья). С этого момента Лидия повысила свой статус до модели. Ей приходилось по несколько часов просиживать перед Матиссом, пока он рисовал картины. За день он мог нарисовать с неё до десяти картин. Мог бы и больше, если бы своих моделей он только рисовал. Подобная плодовитость (в творческом смысле) никого не удивляла.
А ведь мог получиться хороший юрист (как того хотели родители)! Что именно тянуло к рисованию юного Анри, доподлинно не известно, но уж точно не наличие таланта. Есть подозрение, что профессия юриста предполагала больше труда, меньше развлечений и еще меньше доступного женского тела. Так что Анри решил твердо стать художником, даже путем отказа от родительского финансирования. В 22 года он бросает юридическую практику и поступает в Академию Жулиана, но вступительные экзамены в Школу изящных искусств заваливает по причине своей бездарности и неумения толком смешивать краски. В 24 года художник-недоучка переходит в Школу декоративных искусств, где дела идут уже лучше (декоративное искусство предполагает значительную долю примитивизма и занижает технические требования), и на этот раз (при активной помощи своего более даровитого дружбана Альбера Марке) сдает экзамены и таки поступает. Школа изящных искусств определила его в ученики к Гюставу Моро. На следующий год его модель Каролина Жобло рожает дочку. Впредь Анри будет более аккуратен, и следующие дети родятся в законном браке.…
С моделями и праздным образом жизни все получалось, как нельзя лучше: женился вполне удачно на женщине, которая не только любила его, но и молча закрывала глаза, когда видела мятые покрывала на диване в мастерской; вращался в самых передовых кругах парижской элиты; катался по Европе на деньги, зарабатываемые женой (как-то потащил ее в Лондон, например, для «изучения» творчества Тернера); покупал на ее же деньги произведения любимых авторов (ван Гог, Гоген, Сезанн). А вот с собственным творчеством как-то не клеилось. В 1901 году он даже порывался завязать с рисованием, но понял, что кроме живописи его никакой другой вид деятельности не устраивает. Правда, в 1908 году Матисс пробует открыть свою школу живописи и даже стоически преподает на протяжении трех лет базовую подготовку. Этих денег кое-как хватало на выпивку и встречи с более удачливыми (читай – более талантливыми) коллегами, но вскоре «Академия Матисса» закрылась: всем стало понятно, что научить он способен не так чтобы многому. Говорят, что одним из наиболее способных его учеников был товарищ О. Бендер. Матисс пытался работать в стиле пуантилизм, но закончилось все тем, что Синьяк высмеял его потуги. Матисс пытался основать свое течение – «фовизм», но в виду малочисленности сторонников и последователей, течение пришлось в скором времени прикрыть. Матисс пытался развивать теорию цвета Джона Питера Рассела, но то ли не понял её, то ли просто оказался не способен. Про его картины говорили, что они «страшнее смерти», что «эту мазню» нельзя показывать детям, дабы те не стали заиками. Матисс оправдывался: «Модель необходима, чтобы было от чего отклоняться. Я создаю не женщину, а картину». Но эти объяснения в пользу бедных не канали. Родители стыдились упоминания своего сына в качестве художника. Никто не покупал его «мазню», а если кто и раскошеливался (впервые его картины частное лицо купило в 1902 году), то этих денег не хватало даже на трусики для модели, приходилось подколачивать декоратором.
Даже сейчас, глядя на лапу игрока в шашки, сложно удержаться от истерического смеха.
Анри Матисс (1869-1954). «Семейный Портрет», 1911 (фрагмент)
На картине, между прочим, изображен старший сын художника – Жан. Тот самый, с которым Матисс поссорился навсегда и более не общался. А дело было так. Жан был пылким юношей и безумно влюбился в юную актрису с водевильным именем Лоретт. Невероятно, но она ответила ему взаимностью (в том числе и по причине наличия в родителях жениха уже известного к тому времени художника). Это надо было догадаться – согласиться выйти замуж за человека, который может спрятать свою голову целиком в правую ладонь!! Сынок привез показать девственно чистую невесту в родительский дом, а добрый папаша, увидев свежее мясо, предложил дамочке попозировать для очередного шедевра. Лоретт, как послушная девочка, согласилась. Каково же было удивление жениха, когда через час он зашел в мастерскую к своему отцу: невеста, даже фатой не прикрытая, расположилась на диване в недвусмысленной позе и держала в руках инструмент художника. Инструмент не слишком походил на кисть, скорее на разбухший карандаш. Больше сын с отцом не общался. Пытался даже отравиться, но, как и положено в семье Матиссов, неудачно. Насчет неудачных суицидов есть еще одна история.
Упомянутая выше Лида Делекторская со временем стала не только помощницей, но и моделью. Как уже говорилось, Матисс моделей не только рисовал. С приходящими жена Амели (еще одно имечко для водевиля или тошнотно-зефирного фильма) научилась мириться: разгладить покрывало, выкинуть забытые трусики – не самая большая проблема. Другое дело, когда модель поселилась в соседней комнате. Долго так продолжаться не могло, и Анри был поставлен перед ультиматумом: либо уходит она, либо – ты. Выбор был очевиден, и Лида уехала из Ниццы в Париж. Лишившись солидного дохода (а в то время деньги уже сыпались на Матисса, как пшено из ведра на добротном курятнике) и знаменитого любовника, девочка Лида твердо решила расстаться с жизнью. Или твердо решила дать об этом знать. Так или иначе, но она купила револьвер, бутылку водки и диск Оззи Осборна, а потом все это хозяйство использовала. Пуля (намеренно, нет ли) попала в плечо. Матисс подал на развод. Лида вернулась в Ниццу.
Кто-то может спросить: каким таким образом Матиссу удалось стать знаменитым и богатым? Лео Стайн. Запомните это имя. В 1905 году, посмотрев на выставку «фовистов», предприимчивый американский бизнесмен от искусства разработал план. Он купил картину Матисса за 500 долларов, хотя продавалась она в десять раз дешевле и не находила покупателей. Эта покупка стала громким скандалом и привлекла внимание не только к сумасбродному (как тогда думали) коллекционеру, но и к автору произведений. Лео продолжал работать и не только купил еще несколько работ, но устроил Матиссу выставку в Америке, на которой через подставных лиц купил еще несколько картин за баснословные для них деньги, потратив в общей сложности более пяти тысяч долларов. Несколько лет подряд Лео кропотливо взращивал и культивировал культ «дикаря» Матисса и своего добился. Когда популярность художника взлетела до небес, Лео Стайн успешно избавился от всех своих приобретений, получив при этом тысячекратную прибыль. Эта история ничего вам не напоминает из классической американской литературы? Да, Лео Стайн, кроме всего прочего, был страстным поклонником таланта Марка Твена, и обладал, похоже, не меньшим чувством юмора. Именно этому американскому дельцу современные музеи обязаны россыпью полотнищ Анри Матисса.
Анри Матисс очень любил свою картину «Танец» и гордился ею. И неоднократно рисовал.
Анри Матисс (1869-1954). «Фрукты, Цветы, Панно «Танец»», 1909.
Одно время Матисс даже пытался испортить своим влиянием Пикассо, что (к нашему всеобщему счастью) ему не удалось (впрочем, как и все остальное).
Пабло Пикассо (1881-1973). Керамика «Танец».
Про одного из самых известных художников двадцатого века рассказывать просто неприлично, слишком много книг, статей и исследований посвящено ему, так что лучше будет почитать отдельно, если возникнет желание. Просто пробежимся, отметив только один интересный факт: его полное имя по длине не уступает Великой китайской стене: Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.
Пабло Пикассо (1881-1973). «Столик В Кафе (Бутылка Перно)», 1912.
Пикассо был настолько разнообразен, что за свою достаточно долгую жизнь успел, пожалуй, удовлетворить вкусы всех любителей живописи. Но все равно на особом месте останется его «голубой» период, даром, что ранний. Не может не остаться.
Пабло Пикассо (1881-1973). «Голова Женщины (Портрет Женевьевы)», 1902-1903.
В Эрмитаже Пикассо много, полностью выполняя завет Ильича: «Больше Пикассо хороших и разных!» И пусть кто-нибудь попробует сказать, что Пабло ничего не смыслил в эротике. Глядя на его Дриаду, сразу вспоминаются слова известной песни АУКЦЫОНА: «Хочется, хочется черную смелую женщину в День Победы!» Ну, не обязательно черную, здесь можно текст подкорректировать.
Пабло Пикассо (1881-1973). «Дриада», 1908.
А как можно забыть эти карие глаза, округлые плечи, нежную девичью грудь, грузинский носик и аккуратную бороду? Хоть сейчас посылай на «Евровидение»!
Пабло Пикассо (1881-1973). «Фермерша (Поясное Изображение)», 1908.
Пабло был мастером, тут спорить не о чем. Ему удавалось достичь в картинах практически идеальной гармонии. Даже в угловатых разломанных картинах, пропагандирующих кубизм. Или наоборот в скругленных изломах суставов, вытянутых пальцах-щупальцах, плавящихся лицах и телах, словно бы зашедших погостить из владений друга и соратника Сальвадора Дали. Незначительный факт: первоначальное название картины с любительницей абсента – «Пьяница». Именно под таким названием картина фигурировала в каталоге Щукина.
Пабло Пикассо (1881-1973). «Любительница Абсента», 1901.
Есть в Эрмитаже и любитель абсента (наверняка сидящий за тем же столиком напротив) на фоне флага Украины. Только он менее проработан, оставлен на промежуточной стадии между эскизом и законченной картиной. Но от этого не менее восхитительный. И чем-то похожий на Юрия Жиркова.
Пабло Пикассо (1881-1973). «Абсент», 1901.
Коли уж выше зашла речь о фовистах, то было бы большим свинством не упомянуть одного из редких участников этого течения – Андре Дерена, познакомившегося в Париже с Анри Матиссом. Но вовремя сообразившим, что из этого тупика надо сваливать (да и Боливар по имени Лео не выдержал бы двоих). Андре вскоре после отказа от идей фовизма попал под благотворное влияние Сезанна и ранних кубистов. Живопись стала рациональной и графичной. В 2011 году никому не известный поэт (?) Геннадий Кацов очень образно написал про одну из его картин этого периода:
В ожидании розы ветров и погодных циклов,
От седых корневищ и до перистой ваты
Роща есть изнутри – в накренившихся римских цифрах –
Отвалившийся остов от чьей-то даты.
Андре Дерен (1880-1954). «Роща», 1912.
Чем еще может порадовать Главштаб? Например, ярким и неповторимым Тулузом-Латреком. Один из редких художников, которым удавалось без особенного хирургического вмешательства рисовать женщин таким образом, что не оставалось никаких сомнений в том, от кого они – от Бога или от Дьявола. Вроде бы, нормальная женщина на картине, но каждому понятно, что это – гребаная сумасшедшая, готовая вцепиться в глотку первой же подходящей жертве противоположного пола, а зонтик ей нужен только для того, чтобы воткнуть понятно куда.
Анри де Тулуз-Латрек (1864-1901). «Женщина С Зонтиком», 1889.
Если такая перспектива вас не радует, то уж от восхитительно нежной и пахнущей свежестью пастели Дега вам вряд ли удастся оторвать взгляд без дополнительных усилий в виде спутницы или ложных представлений о приличиях. Да, друзья, Дега не только балерин рисовал. Здесь Эдгар применил новую технику рисунка, растушевывая пастель одного цвета до разных оттенков. Впрочем, есть большие сомнения в самостоятельности этого произведения (кстати, чуть позже картина была повторена Дега еще дважды – один экземпляр в частной коллекции на территории США, второй в Нью-Йорке, в Метрополитене), так поза женщины слишком уж подробно схожа с позой женщины на картине Энгра (перед которым преклонялся Дега) «Турецкая Баня». Совпадение? Не думаю.
Эдгар Дега (1834-1917). «Причесывающаяся Женщина», 1885.
Не самое известное имя – Альфонс де Невиль. А между тем этот Альфонс – какой надо Альфонс. Он не питал никаких иллюзий по поводу своей гениальности и считал живопись второй профессией. Родившись в семье состоятельных родителей в Па-де-Кале, Алик мог рассчитывать на долгую и беспечную жизнь с кистью в зубах и мольбертом на пленере, но пошел против воли родителей и в 1856 году поступил в военно-морское училище в Лорьяне. К этому времени он уже получил степень бакалавра письма, но его влекла военная карьера на флоте. Морячок с детства учился рисованию, а в перерывах между кампаниями сумел получить классическое образование, обучаясь, ни много, ни мало, у Эжена Делакруа. Именно его стиль нашел отражение и развитие в картинах Альфонса. Тематика большинства картин была предсказуемо батальной, но иногда на де Невиля находили приступы умиротворения, и тогда на холсте появлялись мирные пейзажи и бытовые зарисовки. При всей его невысокой самооценке, картины Альфонса котировались на очень хорошем уровне и приобретались за приличные деньги, которых ему вполне хватило бы на приобретение собственного линкора. Однако, ни линкора, ни пятидесяти яхт у баталиста так и не появилось. Умер Альфонс де Невиль от болезни тихо и скромно в Париже, похоронен на кладбище Монмартр. А нам осталась возможность любоваться его на редкость фотографичной работой с тенью и светом.
Альфонс-Мари де Невиль (1836-1885). «Улица Старого Города», 1873.
Кульминация настигла меня внезапно там, где я ожидал меньше всего. Да и фамилия художника – Эннер – ни о чем не говорила. Но во всей необъятной коллекции Эрмитажа именно Вумен Ин Ред стала для меня главной звездой и потрясением.
Жан-Жак родился в Эльзасе, учился в Страсбурге, а потом переехал в Париж, который завоевал практически сразу. Экзамены в Школу изящных искусств были сданы на «отлично», а приемная комиссия, встав, рукоплескала молодому художнику. Специализировался Эннер на красоте женского тела, отдаваясь этому прекрасному течению не только всей душой, но и телом. А вот достиг своей вершины, как ни странно, с портретом вполне одетой женщины. Моделью для картины послужила Сюзанна Валадон. Родившаяся в 1865 году Сюзи не только любила художников (среди поклонников ее красоты были Тулуз-Лотрек, Ренуар и Дега – к счастью, Матисс до нее не добрался), но и сама замечательно рисовала. Некоторую часть своей бурной жизни Сюзанна потратила на 60-летнего Эннера, а тот в свою очередь был от нее без ума. Он неоднократно пытался нарисовать Сюзанну во всей красе (это значит: безбожно льстя), но то выбирал неудачный ракурс, то звезды не складывались в правильный баланс между светом и тенью. И только на излете отношений Жан-Жаку удалось нарисовать модель-любовницу так, как ему и мечталось. Сюзи не оценила по достоинству этого жеста и ушла к очередному мастеру колонковой кисти. Впервые вышла замуж она в возрасте 31 года, но совершила при этом роковую ошибку, выбрав себе в спутники биржевого маклера. Конечно, этот союз не выдержал проверки на прочность, хотя Сюзанна изо всех сил старалась сократить количество художников в своей постели. В 1909 году последовал развод, а потом – встреча с молодым художником Андре Уттером. Ей было сорок четыре, ему – двадцать три. Но она знала чего хочет и в 1914 году вышла замуж за своего наивного Андре. Их роман продлился до самой ее смерти в 1938 году. Сюзанна стала первой женщиной, ставшей членом Национального общества изящных искусств, а умирала в кругу своих друзей: кроме мужа во время церемонии расставания на постели умирающей оставили свои вмятины Андре Дерен, Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Жан-Жак Эннер (1829-1905). «Этюд Женщины В Красном», нач. 1890-х.
В качестве бонуса Эрмитаж предлагает любый моему сердцу пуантилизм. Очень удачно висят рядом на стене учитель и ученик. И оба чертовски хороши.
Жорж-Пьер Сёра (1859-1891). «Форт-Сансон, Гранкан», 1885.
Но все же ученик как-то… наряднее, что ли. Спасибо, Эрмитаж!
Поль Синьяк (1863-1935). «Гавань В Марселе», 1906-1907.
Ах, да, едва не убежали. А ведь именно в Главштабе находится самая эротичная скульптура всех времен и народов (так, во всяком случае, я думал в пубертатном детстве). Без Родена посещение Эрмитажа может считаться попавшим в положение «вне игры». Вечная скульптура на все времена.
Огюст Роден (1840-1917). «Вечная Весна», После 1884.
С Роденом в Главштабе полный порядок, так что у «Весны» есть дружная группа поддержки, которая может соорудить неплохой прощальный салют.
Огюст Роден (1840-1917). «Амур И Психея», 1905.
Главштаб, как и Зимний, заканчивается лестницей. Но не этой,
а той же, которой и начинается. Пора выходить в город!
Comments