ОБЛАЧНЫЙ КРАЙ
Настоящий масштаб Цюрихского ж/д вокзала понимаешь только тогда, когда оказываешься в поезде строго посреди путей. Смотришь на всю эту мешанину железок тонких и толстых, прямых и гнутых и понимаешь, что машинист либо инопланетянин, либо вам из этого упорядоченного хаоса никогда не выбраться. И коли уж мы сели в поезд, то начать надо с самого начала, т.е. с билетов.
Но т.к. нас здесь мало, то мы сами себе хозяева в путешествии. Небольшое отступление в Цюрих. Мне вдруг пришло в голову, что Полибан не заслуженно удостоился всего одной фотографии - а ведь тоже важный вид транспорта для Цюриха. Пока смотрим фуникулёры, параллельно обсудим билеты.
Куда идет в первую очередь на вокзале российский путешественник? Нет, положим, что туда он уже сходил. Так куда? Верно: к кассам. Чтобы купить билет. За все время нахождения в Европе билет в кассе я покупал только однажды, потому что есть автоматы. Кассу найти гораздо сложнее, а порой и вовсе никакой кассы нет. Поэтому научитесь находить кнопку переключения на английский язык и осваивайте агрегат как можно быстрее. Для начала необходимо определиться с пунктом назначения и точно знать, как пишется это географическое название, чтобы вписать его, если в открытом списке такого нет. Кстати, перед тем, как выпадет список, надо бы еще и с направлением определиться, но это, полагаю, сложностей вызвать не должно. Когда пункты отправления и прибытия определены, адски умная машина начинает задавать массу важных вопросов, на которые следует отвечать искренно и без шуток. За любые шутки вам придется расплачиваться из собственного кармана. Никогда не пробовали оплачивать собственный юмор? Подозреваю, что ни в каких льготных региональных программах вы не участвуете и особо выгодных карточек не имеете тоже, поэтому на все подобные вопросы надо отвечать строго «нет», иначе ваш поезд будет всю дорогу скучать без вас. И еще класс, да, это важно, сейчас объясню по какой причине.
Экономные путешественники всегда покупают билеты во второй класс. Это аксиома. Но есть же и не очень экономные. Чем же отличается первый класс от второго и нужно ли заботиться о дополнительном комфорте? В первую же поездку со мной приключился казус.
Разбираюсь с автоматом, покупаю билет в одну сторону. Билет без указания номера вагона и места. Смотрю, на платформе стоит моя электричка, отправление через шесть минут. Быстро двигаюсь в сторону вагонов и прыгаю в первый попавшийся. Ничего так вагончики, удобные, перегородки между сидениями, дверки стеклянные, все аккуратно, чисто, столики, под ними мусорки, над сидениями полочки для багажа. В общем, все чинно и благородно. Сажусь в мягкое кресло и начинаю получать удовольствие от поездки. А вот и контролеры. Контролеры встречаются с вероятностью 90 процентов. Раз или два их застать не довелось, но это можно не считать. К встрече я готов, билет лежит на столике. Улыбки, дежурные фразы. Протягиваю билет. Эта сладкая парочка (он и она) начинает улыбаться еще сильнее. Приходится и мне пластать улыбку по лицу, т.к. я еще не понимаю причину их веселости. Спрашивают, откуда я такой. Делаю уже привычно скорбную мину и честно выкладываю, что из России. Дамочка нежно берет меня под локоток и тычет пальчиком в билет, объясняя, что у меня второй класс, а это вагон первого класса. Мысленно начинаю пересчитывать наличность, потраченное с утра, остаток на день, пытаясь определить, на какую сумму соглашаться, а при какой высаживаться из электрички.
Отвлечемся ради того, чтобы посмотреть, как выглядит Цюрихское озеро из окна вагона первого класса.
Впрочем, высадиться не получится в любом случае, т.к. остановок только две: начальная и конечная. Да и выпрыгнуть не выйдет, т.к. двери во время движения заблокированы. Теперь понятно, почему на швейцарских железных дорогах нет зайцев – западня. Но комфортабельная западня, ничего не скажешь.
Нащупывая одной рукой кошелек, второй снимаю с полки рюкзак. Улыбчивый патруль пытается меня остановить. Смеются, мол, всяко бывает, оставайтесь здесь. Я возражаю: что значит, оставайтесь здесь, если у меня билет во второй класс?! Ничего страшного, места много, всем хватит. Нет, позвольте, все должно быть по правилам! Где тут у вас вагон второго класса? Спевшийся дуэт уже чуть ли не силой пытается меня усадить на место. Понимаю, что обстановка накаляется и делаю все для того, чтобы погасить еще один потенциальный международный конфликт с участием России: заговорщически подмигиваю контролерше и многозначительно объявляю о том, что мне очень надо в вагон второго класса. В общем, я свой бой выиграл и под аккомпанемент взаимных раскланиваний отправился в положенный эконом-класс. И знаете что? Я не нашел отличий за исключением того, что между рядами нет перегородок с дверями. И ради этого кто-то переплачивает за билет?
А озеро тем временем закончилось.
Полагаю, не стоит упоминания то, что во всех вагонах есть туалеты, а вот про световое табло сказать надо бы: на нем показывается скорость движения, место, где вы сейчас примерно находитесь и сколько еще минут до пункта назначения. Это очень удобно для тех пассажиров, которые решили расписать партейку в преферанс или разложили на столе курочку: всегда знаешь, сколько у тебя в запасе времени и есть ли смысл открывать вторую бутылку.
На горных склонах при первой же возможности ставится домик и начинает вестись сельское хозяйство. Но где же, все-таки, они берут такую классную траву?
А вот те маленькие городки, что ютятся у подножия, по своей архитектуре ничем не напоминают многовековый Цюрих, они были рождены недавно и поклоняются рационализму. Маленький, аккуратный жилищный конструктор Лего.
И если вдруг кому-то захочется узнать, что же такое Швейцария кроме знаменитых красивых Альпийских склонов, то вряд ли будет много вариантов ответа. Швейцария – это край облаков. Они здесь – обязательный элемент пейзажа, так или иначе диктующий образ жизни.
Облака скачут по верхушкам гор и прячутся в лесах на склонах.
Даже в яркий солнечный день обязательно где-нибудь рядом рыщет заблудившееся облачко. И только там, где горы расступаются, облака чувствуют себя не очень уверенно, жмутся друг к дружке и опасливо перелетают через открытые пространства.
Но уж на вершинах они полноправные хозяева.
Когда синоптики предсказывают «низкую облачность», то это на самом деле означает, что облачность будет низкой. В том же смысле, в котором низок потолок «хрущевки». Настолько низко опускается плотный слой белой мутной завесы, что хочется пригнуть голову. Или вытянуть руку и потрогать.
В Швейцарии очень много воды. Ее не только пьют, она еще и летает. Может быть, именно поэтому там везде растет такая сочная трава, что стаду коров хватает шести соток пастбища на неделю. Или все же ухаживают?
А за окном уже проглядывает озеро Валензе. Если кто-то захочет полюбопытствовать насчет купания, то здесь полиция на катерах не разъезжает. Здесь другая проблема: очень уж холодно. Озеро наполняется исключительно горными ручьями, которые почему-то не нагреваются сами, а вот все другое остужают. Где, спрашивается, закон сохранения энергии? По-видимому, он остался в городах. А здесь царство природы. Кстати, если приглядеться, то один из таких ручьев как раз виднеется на противоположном берегу. А если кому-то вздумается назвать его горной речкой, то можете отважно высмеять наглеца, т.к. у него даже название есть: ручей Флибах.
Флибах – это имя швейцарского пастуха. Молоденький такой. Легенда гласит, что одна из его овечек по ночам обращалась девой прекрасной, блондинкой румяной и кудрявенькой, да глядела на Флибаха до самой первой звезды, потому как полюбила больше жизни. А потом снова на копытца вставала, потому как заколдована была и расколдовать ее мог только тот, кто и ее полюбит ответно. И так продолжалось достаточно долго – Флибах спал, девица смотрела, Флибах вставал, овечка щипала травку, – но как-то ночью Флибаху вдруг втемяшилось по нужде подняться. Вместе с ним, а точнее, раньше него поднялись его веки. И сразу отнялись ноги: сидит красавица, даже лебедиными перьями не прикрыта, и на него любуется. «Кто ты?» – спрашивает пастух. «Я – Шлюхен», – отвечает дева. На этом разговор между ними закончился, потому что Флибах был порядочным молодым человеком. Он встал, сделал все, что хотел сделать до того, как открыл глаза, а потом взял свою попонку, да постелил ее между овечек, сказав напоследок прелестнице: «Да я лучше с овцами спать буду!»
С тех пор лежит ничем не прикрытая, открытая всему миру маленькая, но очень красивая горная долина Schluchen, а совсем близко от нее протекает между гор ручей Flybach. А горы эти на овечьи спины похожи. Вот такая история.
Вы что, правда, мне поверили? Я всю эту историю выдумал. Разумеется, кроме географических названий. Не хотел никого разыгрывать (и уж тем более клеветать на Флибаха), просто очень уж красивое оно, это озеро Валензе, так и тянет на романтику.
И ручьи – тоже. Это уже не Флибах, а ручей Зеренбах. Наверняка, он тоже со своей историей, но ее пусть расскажет кто-нибудь другой.
Да и вокруг озера красота пасторальная. Остается только добавить, что все это удовольствие находится на высоте примерно 1700 метров над уровнем моря. И чтобы уж окончательно добить: Валензе соединяется с Цюрихским озером длинным узким каналом. Зачем?
Вот, вроде бы и все, пауза закончилась.
Потому что поезд прибыл в Зарганс, который все называют почему-то иначе: Сарганс. Получается, что следующей части быть.
Comments