top of page

ТРОЕ В КЛУБЕ, НЕ СЧИТАЯ КИТАЙЦА

Обновлено: 3 нояб. 2019 г.

Если внезапно заглянуть в один из московских клубов типа Mezzo Forte или Glastonberry на концерт неизвестных коллективов, то скорее всего вам (и еще девяти зрителям – родственникам и друзьям выступающих) предложат набор из трех-четырех коллективов, один из которых – начинающие и перспективные ребята, обязательно найдется и популярная среди посетителей безызвестного паблика в ВК опытная группа, а завершать вечер будут ветераны сцены, отметившиеся даже не на одном, а уже на трех байк-шоу. И во всех этих музыкальных разносолах вам придется копаться целый вечер, тщательно выискивая минимальные позитивные моменты и призрачные причины для того, чтобы не считать вечер полностью пропавшим. Гитарист убогий, еле-еле выучили пять аккордов, но зато симпатичный; басисту не сообщили, что остальные три струны тоже можно дергать, но зато с ритма не сбивается; барабанщик был бы во втором составе на линейке в пионерлагере, но зато удар сильный и четкий; вокалистка… ну, у нее есть ноги. Это Москва, детка, это Питер, детка, это Екатеринбург, детка, это Россия.

«Так и должно быть, чего придираться-то», – скажет съевший индюка специалист по отечественной музыке. А если бывает по-другому? Может быть, есть и другие миры, кроме этого? Финляндия, например. Вечерний Хельсинки предлагает на выбор достаточное количество развлечений, чтобы не заскучать, но для исследователя истоков городской рок-музыки больше всего подойдет, пожалуй, небольшое заведение с говорящим названием «Bar Loose», что находится в центре города на Annankatu, 21.

Вечерний Хельсинки

17 ноября 2018 года там выступали металлеры, совершенно не известные за пределами Суоми: SUOTANA, VETTEN ÄPÄRÄT и CRIMFALL. 20-30 человек набилось в помещение к началу выступления группы из северного Рованиеми, что не могло не вселять тревогу за успех мероприятия. Всё напряглось: уши в ожидании пришествия Князя Хаоса, а правая ладонь в готовности закрыть лицо. Парни (ну, как парни, скорее мужики-лесорубы) выстроились на маленькой сценке и…

SUOTANA

Понеслась конница по полям да буеракам. Мелодичный северный death-metal оказался похож на русские казацкие песни, только финнская вольница засверкала не столько металлом отточенных лезвий, сколько холодом сине-зеленого северного сияния, ширь просторов не переливалась волнами ковыля, а вихрилась снежной поземкой по сугробам, не реки пересекали путь, а озера, скованные тонким хрустальным льдом. Мастерство музыкантов, отточенное за годы выступлений по маленьким клубам (группа существует с 2005-го), оказалось высочайшим, а звук в клубе позволял расслышать все нюансы мелодии.

SUOTANA

В банде рубят два гитариста- Вилле Раутио (с основания группы) и Паси Портаанкорва (в группе почти с самого начала - с 2006 года). Оба играют, расписывая партии на двоих, а не изображают ритм-гитару (как делает 99% отечественных формаций). Именно на гитарных партиях строится мелодическая структура песен. Вилле оказался необычайно талантливым музыкантом, который в скорости не уступит Ингви Мальмстину, но не упирается в запилы, а тонко чувствует красоту звукоизвлечения и поливает умеренными порциями изящных пассажей и зафуззованного драйва. Паси – его двойник в зеркальном мире, устремляющийся вперед, когда отступает Вилле. Слушать их живьем – удовольствие, достойное большего количества слушателей, нежели два-три десятка шальных столичных финнов (не считая одного пьяного китайца).

SUOTANA

И безусловно обращает на себя внимание мощный барабанщик Раули Юоппери, пришедший в банду шесть лет назад. Мастерское использование двух бочек и синкопирование в игре руками звучит оригинально и сразу обращает на себя внимание. Дэйв Ломбардо забросил бы палочки в Рейн, если бы услышал, как стучит Раули. Что уж говорить про отечественных музыкантов? Даже если взять «грандов» металлургической сцены типа АРИИ, ЭПИДЕМИИ или ARCONA, то рядом с барабанщиком из Рованиеми они выглядят учениками-сварщиками с ограниченными физическими возможностями, которых зачем-то посадили за ударную установку.

Всю эту финнскую металлическую «малину» портил только вокалист, почему-то решивший, что идеальная манера поведения для вокалиста – строить из себя каменного голема иллюстрирующего подвиг Беглова, спасающего из пожара тётку-надомницу. Туомо Марттинен представлял собой идеальный образец бодибилдера, после первого занятия в зале решившего готовиться к соревнованиям дома перед зеркалом. Грозно, стильно, уморительно. Но если не всматриваться в фигуру вокалиста, подпирающего потолок могучими руками, то SUOTANA впечатляет весьма и весьма. Вышедший в 2018-м году второй альбом группы – «Land of the Ending Time» – наполнен северными песнями и звучит ярко, холодно, эффектно. Достойная музыка для любого меломана, не чурающегося тяжких аккордов.

SUOTANA

VETTEN ÄPÄRÄT (очень странный перевод названия – то ли СЫНОВЬЯ ВОД, то ли ВОДЯНЫЕ МЕДВЕДИ) – это экстремальный эко-метал-театр. К началу их сета подтянулся народ, и перед сценой стояло уже человек пятьдесят: как никак группа местная, хельсинкская. Водяные ублюдки начали резво, представив свое видение фолк-метала, являющее собой грохочущую смесь трэша, блэка и фолка. Атмосферу подогревали девушки, разносящие по залу тазы с колотым льдом, в котором покоились «мерзавчики» Ягермайстера. Кстати, разносить халявный ликер –это традиционная «фишка» клуба, тесно сотрудничающего с Mast-Jägermeister.

VETTEN ÄPÄRÄT


По уровню владения инструментами столичная группа заметно уступает северянам (хотя, например, барабанщик Антон Нисонен тоже уверенно работает на двух бочках и даст фору всему русскому хард-н-хэви), но сколько артистизма и экспрессии! Разукрашенные под безголовых шотландцев из «Храброго Сердца» «водяные» разыгрывают сцены из средневековой жизни в скандинавских лесах. Друиды дают клятву на верность Повелителю Леса, а темные силы злобно веют над ними и своим оглушительным карканьем пророчат беду.

VETTEN ÄPÄRÄT

VETTEN ÄPÄRÄT

Но есть в VETTEN ÄPÄRÄT музыкант, выделяющийся на общем ровном фоне своим мастерством – это… кхе-кхе, бас-гитарист (невольно вспоминаются многочисленные анекдоты) Йармо Луопа. Редкий случай, когда басист не только задает различные ритмические рисунки, но играет на басу. Если спросить, кто из русских бас-гитаристов играет, то в голову приходит разве что Гребстель, но в российской кузнице металла такие басилы вообще не водятся. Йармо играет настолько красиво и много, что порой даже заменяет клавишные (не говоря о сольных партиях). Видимо, группа до сих пор находится в поиске и думает, каким образом совместить имеющихся музыкантов (кроме Йармо в составе еще два гитариста, один из которых – Лео Лемметти – выполняет классическую роль ритм-гитары, периодически позволяя себе включаться «соляками»), потому что за все время существования был записан только один альбом («Syntyi Talven Kyynelistä», 2016).

VETTEN ÄPÄRÄT

«Водяные» - как раз тот случай, когда «я гордо вхожу с билетом в руке, а мне поют песни на родном языке». Публика (все пятьдесят посетителей, ну, если не считать пьяного китайца) их знает и любит, дружно подпевая Сами Ферму в наиболее героических и краеугольных моментах текстов на финском языке. Группа ценит такое отношение фанатов и периодически изображает на сцене коленопреклонение, как бы намекая, что за дело спасения лесов музыканты готовы сложить свои буйны головы (не инструменты же складывать!).

VETTEN ÄPÄRÄT

Концертный зал клуба находится в подвале, откуда наверх звуки почти не долетают. А в перерыве между группами можно подняться в кафе и выпить чашечку капучино (кружечку пива, рюмочку виски). Стоят концерты относительно недорого (этот концерт обошелся каждому пришедшему в 10 евро), обходительный персонал (и даже секьюрити относятся к присутствующим вежливо и с пониманием). Верхнюю одежду можно сдать в гардероб, который отвечает за сохранность ваших вещей, но берет за свои услуги плату – 2 евро с человека.

Bar Loose

Обстановка в кафе располагает. В первую очередь, конечно, атмосферу создает музыка, в основе своей представляющая классику мировой рок-музыки. Особенную любовь хозяева заведения испытывают к Игги Попу – у верхней части клуба есть даже своё отдельное название: “Iggy’s”. Здесь же расположена малюсенькая сценка, на которой периодически выступают маленькие, но перспективные.

Bar Loose

Оформление помещения кафе истово рокенролльное и даже агрессивное. Здесь можно полвечера только разглядывать по стенам фотографии, обложки, афиши. Или зарубиться в пинбол за Метлу против зомбаков.

Bar Loose

На самом деле рассматривать стены некогда, потому что начинается выступление главных героев вечера – CRIMFALL, представителей эпического фолк-блэк-метала из Хельсинки и их чудо-вокалистки Хелены Хаапаранта.

CRIMFALL

Вот на них-то Bar Loose продемонстрировал всю мощь своей вместительности – это примерно 100-120 человек. Ягермайстер пошел по рядам фанатов особенно активно, музыканты врезали первую песню, игра началась.

Что хорошо в первую очередь на концертах в «Свободном» – это звук. Звук очень близок к идеалу: будучи мощным и плотным, он в то же время настолько чист, что отчетливо слышен каждый инструмент, каждый полувдох вокалиста, даже легкое скольжение пальца по струне. Говорите, главное, чтобы торкнуло сильней? Пусть лучше торкает чистым звуком, оно как-то приятнее, что ли. Особенно звук важен для столь технически изощренных групп, как CRIMFALL. Через полминуты уже было ясно, почему им выпало быть в этот вечер хэдлайнерами: практически идеальный состав, ни одного слабого звена.

CRIMFALL

Еще один шикарный барабанщик (где их всех учат-то?!) в этот вечер показал, как надо играть на ударных инструментах, если нужна скорость, напор и красота в одном флаконе. К игре Йанне Юкорайнена возникает только один вопрос: почему, парень, ты до сих пор не играешь в какой-нибудь всемирно известной группе? Ну и возникает ощущение, что на двух бочках в Финляндии играют абсолютно все барабанщики, мол, не умеешь управляться с двумя бочками, вали во флейтисты. В паре с Йанне на концерте работал басист Миска Сипиляйнен. Вот это слово «работал»…

Helena Haaparanta, CRIMFALL

Миска не умеет работать, на сцене он получает удовольствие: возможно, нет в мире более жизнерадостного и артистичного бас-гитариста. Даже в самые эпичные моменты длинных помпезных композиций CRIMFALL Миска цинично корчит рожицы, снижая уровень пафоса группы до отметки «человечно». И одновременно с этим он дает настолько героическую басовую подачу, что хочется либо пойти маршем на Мордор, либо вытянуться во фрунт и отдать честь этому чертенку, размахивающему длинным грифом своей 5-струнной гитары.

CRIMFALL

Гитарист в группе один – Йакке Виитала, но его игры достаточно для того, чтобы полностью покрывать все потребности в гитарном звуке. Манера игры Йакке несколько жесткая, словно бы он вышел с гитарой не на сцену, а в мясную лавку туши рубить, но делает это с такой математической точностью, что магия безупречности исполнения обращается настоящим искусством. Кроме гитарных дел на лидере группы висит программинг, оркестровки и аранжировки.

CRIMFALL

Но главным достоинством коллектива, все-таки является сплав мощного сопрано Хелены (у нас такую манеру пения любят называть «оперным вокалом»), благодаря которому в первую очередь поминаешь NIGHTWISH, с каркающим гроулом второго вокалиста группы Микко Хаккинена. Микко не только каркает, он еще и летает по сцене чернокрылым вороном, воздевая к подвальному потолку кулаки и проклиная небеса. Суровые финские металлюги уважительно расступаются, лишь только завидят бороду Микки.

И королева бала – Хелена. В первый момент испытываешь оторопь, когда на сцену выкатывается грудь. Выкатывается она на уровне пояса, через какое-то время вслед за ней на сцене появляется перетянутая кожей хозяйка, ростом не превышающая ударную установку Йанне. Что это, парад фриков? Но когда Хелена начинает петь, вопросы заканчиваются не только у присутствующих. Сирены, живущие неподалеку от Сицилии, замолкают и начинают вслушиваться, когда она поет очередное былинное сказание.

CRIMFALL

При всем очаровании голоса вокалистки CRIMFALL, люди приходят слушать именно группу. В их многоуровневом сплаве чистого и грубого, мягкого и жестокого есть истинно природный магнетизм. Можно вспомнить NIGHTWISH, можно вспомнить THERION, но при всей схожести творческих путей-дорожек CRIMFALL обладает собственным лицом, уникальностью, непохожестью на длинную череду последователей и апологетов. Их игра основана на контрастах, на сочетании огня и тени, на былинах предков и современных музыкальных достижениях. Их музыка кинематографична, а идеальный клип для их песен уже давно снят и называется «Властелин Колец» (вот только даже для некоротких песен группы клип представляется длинноватым).

CRIMFALL

Композиции у CRIMFALL настолько длинные и многочастные, что далеко не всегда можно достоверно определить, началась ли уже следующая песня, или это продолжается предыдущая. Или следующая уже закончилась и сейчас звучит послеследующая? В результате концерт превращается в этакое единое музыкальное полотно, состоящее из многочисленных узоров самого разного характера и оттенков.

CRIMFALL

Группа поет на английском, но общается с публикой по-фински (что вполне естественно, да?). Хелена о чем-то страстно рассказывала присутствующим, а потом было очень много печали. Печаль в блэк-метал звучит страшновато. Что, зачем, почему? Ответ пришел через несколько дней: 23 ноября 2018 года группа объявила о своём роспуске. Это был последний концерт CRIMFALL. Публика (не считая пьяного китайца) устроила овацию.

Они оставили после себя три альбома и яркую память. За всё можно сказать только одно: спасибо.

Вы всё еще желаете сходить на концерт безвестных групп в Mezzo Forte?

CRIMFALL

98 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page