Уроки фотографии. Домашнее задание №3. Ритм и Нарушения.
Основная тема третьего урока - ритм. Ритм в фотографии задаётся не менее, чем тремя одинаковыми или схожими элементами. В качестве элементов могут выступать линии (например, лестница), пятна (блики на воде) или фигуры (это понятно). Ритм может быть основой композиции (нередко можно встретить у Родченко) или служить дополнением. Ритм задаёт внутреннее движение изображения - упорядоченное или хаотичное (зависит от желания фотографа). Вот с ритма и началась домашняя работа.
Ритм. Линии, основа.
С линиями вообще легкотня, они повсюду и лезут изо всех углов. С ними не должно возникнуть проблем даже у чайников. По идее. И я не считаю ошибкой выжившего то, что у меня проблем не возникло, действительно легко.
Ритм. Линии, дополнение.
Понятное дело, что линии в качестве дополнения тоже бросаются в глаза из любой подворотни.
И коли уж это такая легкотня, то я не поленился на второй пример, если первый не понравится. Но преподаватель принял оба варианта.
Ритм. Пятна, основа.
Если соединить несколько пятен, то можно получить линию. "Сталбыть, пятен больше, чем линий, сталбыть, с пятнами будет ещё легче", - логично рассуждал я. Логично для чайника. И радостный падаван поскакал по улице искать россыпи пятен. Грустно стало минут через тридцать. Пятна в меня почему-то не лезут. В итоге я выжал что-то маловнятное, которое принято было со скрипом и натяжкой, на "троечку". На душе скребли (какой дополнительный ритм у этого слова?) кошки, в душе (моей, а не общественном) оставили след собаки. За чо?! За какие-то пятна?
Ритм. Пятна, дополнение.
А с дополнением вышло и вовсе фиаско - "двойка". Хорошо, хоть, на второй год не оставили. Но это всё благодаря следующим работам, впрочем, обойдёмся без спойлеров. В общем, пятна есть, пятен много, но... Где же на фотографии основной объект? О чём вообще этот снимок? Я что-то мямлил о том, что снимал двор, но показать это снимком не сумел. Фотография без смысла, истории, главного героя стоит немногого. Грязный двор? Ну, это ещё не повод лейкой размахивать.
Ритм. Фигуры, основа.
Благо есть на свете фигуры, хвала Создателю! Правда, здесь тоже не обошлось без вопросов. В качестве ритма из фигур, составляющих основу композиции я выбрал не просто кадр, а кадр с дополнительном ритмом из линий. И поставил преподавателя в тупик. Ему даже пришлось срочно отправлять фотку коллеге и консультироваться, является ли этот ритм основой. Но получив утвердительный ответ (там была ещё оговорка, что может быть дополнением, но в этом случае основа композиции хорошо замаскирована), выдохнул и сказал заветное "принято" с одобрительной интонацией.
Ритм. Фигуры, дополнение.
А дополнительный ритм из фигур всё время пытался залезть ко мне в кадр без приглашения, пока я не позволил ему удобно расположиться, мол, заходи, будь гостем. Он хорошо помогает при создании дополнительной динамики и осмысленного движа.
Мне показалось этого мало и я полирнул дополнительный ритм из фигур окнами. Пять баллов, можно расслабиться (на самом деле - нет).
Сбивка ритма
Если нам вдруг захотелось закатить в фотографию драматизма, может быть, даже трагедии, то для этого служит весьма поганенький приём "сбивка ритма". То есть, мы показываем ритм, гоним сюжет согласно его размеру и частоте, а потом - хренакс, нагло ломаем размеренный ритм жизни и выходим из зоны комфорта в зону деструктива и тлена. И вот с первым снимком получилось не очень. Почему? Потому что кадр надо было продлить ещё наверх, чтобы было понятно, что это не точка, не окончание ритмической дорожки, а досадная сбивка. Не догадался до такой очевидной вещи - чайник.
К счастью, я что-то подозревал и на всякий случай сделал второй снимок. Преподаватель глянул, хмыкнул с улыбкой: "Хех, вижу. Принято". Через несколько секунд добавил: "Ну и бесючая же!".
Ритм - это красиво и хорошо, но применительно к заданию - скорее техническая программа (да-да, помню, что есть масса великих фотохудожников ритма). Но что вы скажете о нарушениях? Это яркий художественный приём, который при правильном использовании позволяет создать эмоционально наполненные, запоминающиеся фотографии. Нарушать можно (а порой - нужно) всё. А что именно? Сейчас разберёмся. Мне было предложено реализовать (осмысленно и оправданно) следующие нарушения:
Правило третей
Да, я же не говорил про него... Условно делим кадр на три части по горизонтали и три по вертикали. Основная часть изображения (скажем, если у нас очень красивое небо, а море - так себе, нам хочется показать в первую очередь небо) должна занимать две трети (не то чтобы должна, но именно в этих пропорциях изображение становится интереснее). На пересечении линий получаем четыре т.н. "точки силы", на которые зритель обращает внимание в первую очередь. В "точку силы" помещаем объект, на который хотим обратить внимание в первую очередь. Примитивно, конечно, объяснил, ну так я и не специалист, а чайник. И вот это "Правило третей" мне надо было нарушить. Я не стал запариваться отдельным снимком и просто ткнул пальцем в несколько фоток, где явно и умышленно это правило было нарушено. Жульничество, конечно, но ОК, едем дальше.
Заваленный горизонт
Это понятно. Надо завалить горизонт так, чтобы он не казался браком а был осознанным инструментом для достижения цели. У меня получилось вот так:
И вот так (сдал, короче говоря):
(специально уменьшил, чтобы была видна общая картина, а детали не отвлекали)
Нарушение перспективы
Ну, это нарушение все часто делают, а те, кто снимает широкоугольником, в принципе без него практически не могут. Но введь надо осознанно и так, чтобы смотрелось. Пришлось побегать.
Следующее нарушение - двойное. Его общее название: нарушение экспозиции. Если по-пацански, то просто пересвет и недосвет, то есть слишком светлый и слишком тёмный кадры. И надо было объяснить смысл использования этого приёма.
Слишком светлая экспозиция
Идея этого кадра пришла мне в голову сразу, как только я прочитал афиши на стене кинотеатра. А теперь объясняю. Кинотеатр "Салют" был открыт в 1953 году. Он расположен на первом этаже "сталинки", которая сейчас - то ли жилой дом, то ли общежитие, не важно. Важно, что выглядит он уже отчаянным анахронизмом, маленьким осколком активно уничтожаемой столицы. И я не готов поставить даже бутылку дагестанского какбэ коньяка, что "Салют" проживёт ещё хотя бы лет пять. Это ещё настоящее, но уже прошлое. Дни его сочтены. Он тает в тумане воспоминаний о былой Москве. А теперь посмотрите на названия фильмов, которые пока ещё можно прочитать.
Слишком тёмная экспозиция
Здесь всё понятно, идея лобовая: тёмный человек, тёмные времена. Этот кадр пришёл мне в голову, когда я вспомнил, проходя мимо, о другом памятнике. Я шёл со своим младшим сыном мимо памятника Ильичу из чёрного камня. И сынишка спросил меня: "Папа, кто этот чёрный человек?" Я сказал просто: "Тот, кто принёс зло в нашу страну на долгие годы". Мой смышлёныш тяжело вздохнул и, нет, не сказал, а прямо-таки изрёк: "Надеюсь, он больше никогда к нам не вернётся". Вернулся. Извини, сын.
Нарушение равновесия
Задание: сделать неуравновешенную фотографию (см. урок 2) так, чтобы она смотрелась гармонично. Справился.
Смаз ("трясик")
Очень смешное название нарушения. И весьма не очевидное. Как правило, если дёрнулась рука, мы отправляем снимок в корзину. Но что, если это не брак? Что нам даёт смазанное изображение? А вот ту самую тайну, загадочность и одновременно - легкость, парение. Приём добавляет лирику в романтику или наоборот. Обе моих попытки были приняты на ура, так что сами решайте, что тут на пять, а что на пять с минусом, ха. На самом деле первый снимок был пристрелкой, попыткой оценить, получается ли то, что мне хотелось получить.
А вот второй можно уже назвать постановочным, так как в нём принимал участие ангажированный актёр. Ну, если голубь, конечно, считается актёром. Нет, это не дрессированный голубь, а обыкновенный серый (помоечный), но я придумал способ заставить его подыграть мне в создании фотографии. Я этот снимок задумал заранее и смог его реализовать. Одновременно здесь я намеренно использовал слишком светлую экспозицию.
На сладкое осталось последнее нарушение. Не техническое.
Нарушение морали
Заранее мне ничего не пояснялось: просто сделай нарушение морали в фотографии. Любое, как тебе только захочется. Никаких рамок и ограничений. Я и сделал. Первый кадр, как и в предыдущем пункте - пристрелочный, пробный шар. Но учитель уже на нём захлопал в ладоши и с энтузиазмом сказал: "Браво!" Это он ещё не видел следующий.
Второй кадр я сначала искал полчаса, а потом столько же времени выжидал нужный момент. Пока не выждал. "Можно, можно я прямо сейчас заскриню его и отправлю в наш чат фотографов??" Ну, конечно, можно, дорогой преподаватель. Я посижу и подожду.
Дополнительное задание
Как я уже написал в предыдущей части, мне "прилетело" сделать ещё несколько фото со связью по расположению (см. урок 2). Не сказать, что это мне чуждо (я и раньше любил пользовать эту связь), но времени требует, если целенаправленно искать, весьма прилично. Но потратил, похоже, не зря, и наставника не разочаровал.
А следующей фотографией я его расстроил. На самом деле, если не кадрировать и оставить ноги человека целиком, то видно, что он стоит заметно ближе столба, но здесь создаётся впечатление... Очень грустная, печальная история о людях, которые с возрастом перестают адекватно воспринимать окружающий мир. И могут спорить хоть со столбами.
И ещё один "привет" из предыдущего урока. Клепая связи по расположению, я сделал из окна что-то вроде иконы. Эта идея так понравилась преподавателю, что он попросил меня сделать "иконостас" (или иокностас?) из трёх-четырёх иконок. Я сделал из пяти.
Вот и всё. Почти. Остался только
Бонус
Это уже помимо задания. Обычная фотография, но сделанная с использованием полученных знаний. Птичка смотрит справа налево по нисходящей, что добавляет композиции лёгкий привкус меланхолии (и даже щепотку грусти). Клюв, взгляд, ветка, всё направлено в одну сторону, задавая общее настроение. Глаз птицы размещён в "точке силы" и так или иначе, но его приходится заметить. Синица обыкновенная, московская.
Comentários