top of page
Грязный Блогга

Чайник с ружьём или Уроки фотографии. Урок 2.

Обновлено: 2 апр.

Уроки фотографии. Домашнее задание №2. Равновесие и Связи.


Равновесие - не совсем однозначная тема, но она точно работает. Если примитивно в двух словах, то если левая и правая половины фотографии имеют примерно один вес яркости, то она уравновешена. Например, если левая половина серая, а правая наполовину черная и наполовину белая - это уравновешенная фотография. Темное - тяжелее, светлое - легче; ближе к краю - тяжелее, ближе к центру - легче; выше - тяжелее, ниже - легче. Как-то так. В общем, начал домашку я с равновесия, завесив видоискатель всякой полупрозрачной дрянью, чтобы вместо четкого изображения видеть размытые пятна - так равновесие более наглядно.


Равновесие


Самый просто пример уравновешенной композиции - центральная и черно-белая. Но в этой фотке есть ещё один смысл, который не очевиден, но об этом ниже.


Уроки фотографии. Равновесие
Равновесие

Посложнее равновесие с диагональной симметрией и цветом. Диагональ сама по себе никак не может быть уравновешенной, поэтому для равновесия необходимо найти мешки балансировки. В этой фотографии левый верхний угол светлее правого нижнего. И ещё важно, что фотография плоская (задний и ближний планы сведены вместе), её проще балансировать. В общем, сдал.


Уроки фотографии. Равновесие
Равновесие

С неуравновешенными фотографиями всё куда проще. Как правило, они получаются сами собой. Это не плохо и не хорошо. Неуравновешенная фотография добавляет напряжения, негатива, минорности. Короче говоря, если есть желание добавить в снимок кулёк эмоционального говна, смело ломайте равновесие. Вполне себе спекулятивный приёмчик. Вот два простых бытовых примера (тоже сдано).


Уроки фотографии. Нет равновесия
Неуравновешенный снимок

Уроки фотографии. Нет равновесия
Неуравновешенный снимок

И уличный пример. Который я сам хотел забраковать, но преподавателю наоборот понравилось. Тут тоже есть дополнительный смысл, но об этом опять-таки ниже.


Уроки фотографии. Нет равновесия
Неуравновешенный снимок

Вторая тема домашнего задания куда сложнее и обширнее равновесия - связи, то есть какие-то элементы фотографии должны быть связаны друг с другом по тому или иному признаку (их аж восемь штук). Наличие связей априори делает фотографию интереснее, но совсем не обязательно делает её интересной (надеюсь, не очень запутанно выражаюсь). Здесь не всё прошло гладко. Вот какие связи были в задании:


По направлению (движение, взгляды)


Это найти не очень сложно и, пожалуй, интересно только в случае массовых связей, а вот с этим уже сложнее. Ладно, всё равно сдать получилось. (мне здесь нравится, как тётушка ломает эту связь, как-то смешно получилось)



Уроки фотографии. Связь по направлению
Связь по направлению

По осмыслению


Это когда можно увидеть на фотографии что-то такое, чего на ней вовсе нет. Это очень сложная связь, которую замотаешься искать специально. Мне помогла исключительно случайность: я фотографировал одно, а при обработке вдруг увидел какое-то мерзкое лицо с крупным носом-сливой и белесым слепым глазом.


Уроки фотографии. Связь по осмыслению
Связь по осмыслению

По расположению


Как выяснилось, я издавна люблю этот вид связи. Смысл связи по расположению в том, чтобы совместить ближний и дальний планы в одно изображение, в единое изображение. Ну, знаете, всякие весёлые картинки, например, футболист с мячом вместо головы. Препод посмотрел и аж захлопал, так ему понравилось. Но в сиюминутном успехе оказался зарыт свой коварный минус: на следующий раз он заказал мне повторить связи по расположению (это же несправедливо!).


Уроки фотографии. Связь по расположению
Связь по расположению

Впрочем, допускаю, что в повторении упражнения сыграла роль не очень удачная фотография. Глядя на монитор, мне казалось, что совместить два трамплина в один получилось, но при обработке выяснилось, что они всё-таки разъехались. Убедительное доказательство преимущества видоискателя перед монитором при съемке выверенных до скрипа кадров. Брак.


Уроки фотографии. Связь по расположению
Связь по расположению. Брак.


По освещенности


Для этой связи на фотографии должны быть два-три разных объекта, сопоставимых по размерам и равных по освещенности (например, два светлых пятна на тёмном фоне или три тёмных на светлом). Звучит незатейливо. "Легкотня", - подумал я и... успешно завалил задание. Выяснилось, что найти на улице (а это было обязательным условием для связей) связи по освещенности вовсе не так уж и просто. Короче говоря, вот вам пример неправильной (псевдо-) связи по освещенности. Два одинаковых объекта - это не работает.


Уроки фотографии. Связь по освещенности
Связь по освещенности (нет)

По фактуре


Если два (или больше) элемента фотографии имеют схожую (или одинаковую) фактуру, то это связь по фактуре. Скажем, чувак в "казаках" из "крокодиловой" кожи рядом с крокодилом. Тоже непростое занятие: поди найди тот ножичек. Меня спасла идея. Воплощение оказалось неважнецким (в силу целого ряда причин), но идею учитель оценил и работу принял. Стекло рулит!


Уроки фотографии. Связь по фактуре
Связь по фактуре

По форме


Тут вопросов нет - разные элементы должны иметь схожую форму. Для начала можно обратить внимание на фотку со сливом в ванне. Там рисунок дырочек не повторяет, но схож с рисунком, едва различимым в самом низу. И это нормальная связь по форме. Проблема в том, что обязательное условие - найти эту связь на улице. Ну, тоже не сильно головоломно оказалось (здания разные, а формы плюс-минус похожи).


Уроки фотографии. Связь по форме
Связь по форме

Зная своего преподавателя, я подстраховался. И правильно сделал, потому что он посчитал такую связь по форме слишком банальной и скучной. Здесь-то я ему и подсунул вторую фотографию. Пять баллов.


Уроки фотографии. Связь по форме
Связь по форме

По цвету


Полагаю, что объяснять не надо. Мастера вяжут неброские цвета. Я же - начинающий только постигать азы теории оловянный чайник, поэтому выбрал самое лёгкое. Связь по красному цвету всегда на виду.


Уроки фотографии. Связь по цвету
Связь по цвету

По смыслу


Не путать с осмыслением! Несколько объектов должны быть связаны по какому-то вполне доступному смыслу и совсем (совсем!) не обязаны создавать единый визуальный образ. Взять, например, ту самую лужу, которая в примере неуравновешенных фотографий. На ней вторым планом есть намёк на смысл: то ли асфальт поедает красивое, то ли строительство затопляет собой всё свободное пространство - тут уж каждый выбирает для себя. Но это всего лишь следы. А сам зверёк в природе встречается не часто (король связи по смыслу - Рене Мальтет, можете глянуть в интернете), но заходил и ко мне в гости несколько раз. Вот, скажем, архивная фотография (подсказывать не буду, что тут вяжется).


Уроки фотографии. Связь по смыслу
Связь по смыслу

Но одно дело, когда он сам прибегает в твои сети, и совсем другое, когда его надо найти и поймать. Я изловил. И даже успешно сдал. Но не без вопросов. Здесь две пары связей, одна лучше заметна, вторая - совсем тонко, но обе рассказывают об одном и том же. Любителям головоломок не буду портить удовольствие самостоятельно поискать эти "пасхальные яйца".


Уроки фотографии. Связь по смыслу
Связь по смыслу

Таким было второе домашнее задание, но оно принесло мне ещё небольшой шлейф фоток для себя, которые мне никому сдавать не требовалось, но в которых я уже постарался использовать некоторые приобретенные знания.


Бонус


Когда попадаешь на Смотровую в постзакатный час, то руки сами тянутся зафиксировать этот неверный свет.


Уроки фотографии. Москва после заката
Москва после заката

Уроки фотографии. Москва после заката
Холодный Сити, холодные облака, солнце зацепилось на верхушках двух башен - связь по цвету и освещенности


43 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page