(C) 2023 SGB Music Limited under exclusive licence to Cooking Vinyl Limited (P) 2023 SGB Music Limited under exclusive licence to Cooking Vinyl Limited
Весьма распространенный миф о том, что группа – единый дружный коллектив, удачно был аннигилирован на рубеже 70-80-х «братьями» Рамонами, славными пункерами с раковой опухолью проблем. Но в 1972-м году никаких RAMONES ещё не было, а многочисленные «новые звезды» на рок-небосклоне подтверждали: «АКВАРИУМ – не музыка, а образ жизни». Э-э-э…. нет, АКВАРИУМ из другой Вселенной, речь скорее о таких бэндах как THE WHO, BLACK SABBATH, DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN и бесконечная масса прочих BEACH BOYS, которые всячески подогревали байки о нерушимой внутригрупповой дружбе рокеров. Даже распад THE BEATLES пролил воду на ту же пепельницу, подтверждая: пока была дружба и любовь, творили шедевры, а как только дружба кончилась, так и группа дала дуба. Вот такая же фигня нет-нет, да и всплывёт по сей (!) день в отношении PINK FLOYD, мол, дружили наши парни, хороводы за руки водили. Дико, например, тащемто, удивительно встречать такую наивность, называется, в наши годы, вываливающие на головы интересующихся великоразмерные ушата информации. Так что предлагаю сразу смириться с фактом: к 1973 году группа PINK FLOYD заполучила крепкую репутацию банды скучной и заумной, а её члены в дружеских отношениях не состояли, но работали пока ещё вместе, то есть творили коллективно. И вот теперь можно уже озвучить эпиграф, протянувший буксирный трос через полвека от «The Dark Side Of The Moon» до «The Dark Side Of The Moon Redux».
«Думаю, по-настоящему всё развалится в тот момент, когда хотя бы одному из нас разонравится наше совместное творчество или же он решит, что гораздо лучше у него получится без других.»
(Ник Мейсон, декабрь, 1972)
Итак, откуда же вообще взялась идея перезаписать «Дарксайд»? Ладно, мы не будем строить конспирологические теории или заглядывать к Роджеру в кошелёк, посмотрим, что он сам говорит. Основная идея выведена в первых же словах пояснительной записки, которая размещена в буклете: «Спустя пятьдесят лет после выпуска оригинальной записи DSOTM до меня дошло, что ёбаные поджигатели войны с первого раза не поняли, о чём идёт речь, и я подумал, может, мне стоит переписать его?» И уточняет: «Частично как дань уважения великолепной записи, которую мы с Ником, Риком и Дэвидом сделали ещё в 1973 году, а частично как напоминание о том, что мы всё ещё убиваем детей». Всё это звучит вполне мило и симпатично, но почему-то речь Гамлета прерывает информированный скептик-режиссёр, начиная молотить дирижерской палочкой по черепу Йорика и верещать: «Стоп-стоп-стоп! Не верю!» В чём дело? Может быть, Роджер просто забыл, что «Тёмная Сторона» не была антивоенным альбомом даже по его собственному авторскому мнению? Был звук вертолёта, намекающий на Вьетнам, были пара строчек в «Us And Them», предположительно отсылающих в 1914, но этого явно недостаточно для столь мощного заявления про "поджигателей". В конце концов, когда в 1973 году Уотерса спросили, о чём альбом, он многомудро ответил: «О рождении, о смерти… и том, что между». «Ха! – воскликнет юный меломан из другой Вселенной. – А ведь каждый знает, что Между Рожденьем и Смертью – ВАЙНААА!» И выставит далеко вперёд нижнюю челюсть. Но нас другие вселенные сейчас не интересуют. Вот так получается, что не только поджигатели войны, но и прожигатели жизни с первого раза не поняли, о чём идёт речь в альбоме 1973 года. Хотя, хочется надеяться, что вторые-то как раз поняли. И почему вдруг Роджер сообразил, что его мессидж не дошёл до адресата ровно через 50 лет? Не раньше, когда была война в Афганистане, не позже, когда Сербия воевала со своими бывшими соседями по Югославии, не когда Буш-младший начал войну в Ираке, не во время аннексии Крыма и вторжения Путина в Украину, а ровно сейчас, в 2023 году? Разумеется, 50-летие альбома – это всего лишь невероятное совпадение. Ладно, оставим. Просто ещё раз перечитаем уотерсовские слова «которую МЫ сделали», а потом вспомним (благо, прошло не много времени), что совсем недавно, перед выходом альбома Уотерс говорил о DSOTM и участниках его записи. Я даже переводить не буду, чтобы не порушить эмоционально-художественную составляющую мастера поэтического слова: «I wrote The Dark Side of the Moon. Let’s get rid of all this ‘we’ crap!.. Well, Nick never pretended. But Gilmour and Rick? They can’t write songs, they’ve nothing to say. They are not artists.» Такая себе дань уважения…
Полагаю, что реальные причины перезаписи Уотерс предпочёл не озвучивать.
Ну, и что же у нас там, внутри?
А внутри – ветер. К шуму ветра присоединяется одинокая чайка. И только потом появляется ритм сердца (сердца, как становится понятно, не новорожденного, но уже на излёте жизни). Всё это происходит на столь пониженной громкости, что если вдруг вам взбрело поднять звук до аутентичного уровня, то надтреснутый голос чтеца (а чтец у нас – Уотерс, разумеется) прогремит подобно Гласу Божьему С Небес: THE MEMORIES OF A MAN IN HIS OLD AGE... После такого начала можно было бы догадаться обо всём остальном, но чашу испить полагается до дна. Продюсированием DSOTMXXXXX (так сокращается в буклете «The Dark Side Of The Moon Redux») занялся дружок Уотерса Гас Сейфферт. Понятное дело, что до Алана Парсонса ему, как до Тёмной Стороны Луны, но всё равно это очень важно – понять, кто такой Гас. Гас Сейфферт – незаметный, теневой персонаж, которого так или иначе связывают с топовыми музыкантами (Norah Jones, Adele, Sia, Ryan Adams, Beck etc.), но в чем именно заключалась роль Гаса, толком сказать никто не может, отмахиваясь от интересующихся туманным «продюсированием». Зато можно точно сказать, что в роли музыканта он добился карьерного пика, когда в начале «десятых» пару лет поиграл на басу в качестве гастрольного музыканта с THE BLACK KEYS. О сольной музыкальной карьере получить представление можно только в глубинах Сети. Зато Гас обзавелся миленькой студией и начал сдавать её малоизвестным и начинающим исполнителям на запись альбомов и даже предлагать свои услуги в качестве головного продюсера. Одной из таких начинающих оказалась армянская сирийка Азнив Коркеджан со сценическим погонялом Бедуин, но к ней мы ещё вернёмся. Главным событием в жизни Сейфферта стало знакомство с Роджером Уотерсом в 2017 году. И наш «теневой продюсер» ухватился за это знакомство со всей творческой страстью и ещё большим пиететом. Достоверно не известно, сколько лести влил в уши стареющему «экс-флойду» Сейфферт, но зато от самого Уотерса мы знаем, что именно Гас убедил его спеть все песни на DSOTMXXXXX, наповал сразив железобетонным аргументом: песни должен петь тот, кто написал их тексты (голос из другой Вселенной: а репетировать должен тот, кто играть не умеет). Логично, чего уж там. Сам же Гас скромно ограничился ролью единственного продюсера, попутно сыграв все басовые партии (кроме «Any Colour You Like», которую Уотерс не отдал), помимо того отметившись в гитарах, клавишах, перкуссии и бэк-вокале. Вот теперь можно представить, что происходило в студии.
Во время записи оригинального альбома Дэвид и Роджер постоянно пытались перетянуть звук на себя: Дэвид хотел сделать звук если не "сырым", то хотя бы «влажным», насытив его максимальным количеством эха, а Роджер в свою очередь пытался настоять на противоположном – максимально «засушить» звук, полностью убрать эхо и сделать вокал чётким и хрустким. К счастью, никто в этом неозвученном споре не сумел перетянуть одеяло на себя, а победил Его Величество Баланс, ставший одним из главных участников триумфа. Но через 50 лет противовеса у Роджера не оказалось, и уж будьте уверены, Сейфферт засушил звук чипсам на зависть (и вотерсам на радость). Самое главное на альбоме – человеческий голос старости. И этот голос настолько доминирует, что заглушает всё остальное. Ко всем инструментальным трекам был написан дополнительный текст: где-то стихи, а где-то не очень… Так, ясно-понятно, что без вокализа в гениальной райтовской «The Great Gig In The Sky» (остроумно названной одним из журналистов в 73-м «The Great Rick In The Sky») никак не обойтись. Или обойтись? Ага, на альбоме присутствует вокалистка, без которой точно запись состояться не могла – это та самая Бедуин. Во время записи дебютного альбома Гас не только продюсировал её, но и… В общем, они стали сексуальными партнерами или по-русски – бойфрендом и гёрлфрендкой. Понятное дело, что Азнив стала основной второстепенной (ха-ха, charade you are) вокалисткой проекта. Но исполнять вокализ после Клэр Торри – это совсем другая лига. Поэтому Гас поступил просто, предоставив Роджеру самостоятельно разобраться с проблемой. И Роджер разобрался, рассказав сопливо-трагичную историю с искрометно-шуточной моралью: «There is only one road in Yugoslavia». На заднем плане фончиком звучит шедевр Райта…
Да, музыка в половине альбома звучит именно фончиком, сопровождая художественное чтение. В основном, конечно, это те композиции, к которым Уотерс либо не имеет отношения, либо имеет весьма опосредованное. Но самой смешной жертвой в лютой борьбе с "иноагентами" Ником-Риком-Давом стала «Us And Them». Мелодия к песне была написана Риком Райтом, поэтому что надо сделать, чтобы она стала полностью Уотерсовской? Правильно, Сейфферту даже подсказывать не надо было. Премудрый продюсер вывел свою же собственную гениальную игру на басу в этом треке на такой выпуклый уровень, что иногда даже затенял (какое кощунство!) вокал автора текста. Спору нет, бас прописан в этом треке изумительно. Вот только (как говорил мой знакомый музыкант) песня не про бас! Эта песня про Us и про Them. Общество, заполненное только лишь басовыми нотами, не способно конфликтовать, оно по определению будет задавлено и однообразно. Но, как известно, у бывшего басиста PINK FLOYD с некоторого времени свой особый взгляд на окружающий мир. И, кажись, свой особенный слух… Иначе допустил бы Уотерс столь беспомощное исполнение «Time»? Ричард Райт никогда не славился мощным вокалом, но к записи DSOTM он подошёл безальтернативным исполнителем (плюс Гилмор, вступающий в куплетах), поставив перед последующими трибьютерами непростую задачу. Даже сложную. Но только не для Уотерса. Насколько же плох продюсер, который пропускает на окончательную запись в «Breathe» фразу «Беги, кролик, беги», звучащую как «Брось меня, кролик, я уже не добегу». Он не сознание (контроль над записью) потерял, он совесть потерял.
И на сладкое – «Money». Песня родилась из пришедшего в голову Уотерсу семинотного басового риффа, это всем известно. Но какой видел её автор? Она должна была стать протяжным акустическим блюзом, если бы всё не «испортил» Гилмор, превратив «Money» в плотный тоталитарный ритм-н-блюзовый боевик. На DSOTMXXXXX Роджер делает её близкой к тому, что он когда-то задумывал. И это чуть ли не единственная музыкальная удача альбома (отдельно стоит упомянуть Гейба Ноэла, великолепно поработавшего со струнными). Да, есть каверы на «Money» лучше, оригинальнее, интереснее, но этот вариант тоже весьма и весьма хорош (хотя надо признать, что в таком виде мировым хитом он нипочём не стал бы). Если бы не… Зачем?! Зачем Уотерс засрал песню своим старческим чтением дополнительного текста, которого он напихал сюда безо всякой меры и вкуса? Ведь всё шло хорошо, даже добавленный текст поначалу был к месту и времени, но в какой-то момент Роджера понесло. А Гас лишь качал головой и мурлыкал под нос: «Неси меня, соломинка, неси». Нет, там вообще-то «держи», но суть от этого не меняется. У Велимира Хлебникова было: «Когда умирают солнца — они гаснут, / Когда умирают люди — поют песни.» Здесь же впору сказать: «Когда гаснут луны – они умирают, / Когда гаснут люди – умирают песни.»
Резюме будет кратким. Если вы любите слушать аудиокниги на английском языке под красивую мелодию, не чураетесь поэзии и предрасположены к меланхолии, покупайте обязательно. Если вы собираете всё, что относится к творчеству PINK FLOYD – тоже покупайте, но постарайтесь не переплачивать. Если же вы пришли в DSOTMXXXXX за музыкой, то явно ошиблись адресом, её здесь нет. И да, продюсер из Гаса Сейфферта весьма посредственный, даже несмотря на «бу-моменты», которые он старательно воткнул в разные места.
Оценка: 1/5 – убитый шедевр мировой рок-музыки.
P.S. Почти не сомневаюсь, зная любовь Уотерса к шарадам, что давая проекту подзаголовок REDUX, он обыграл сходство с READUX, то есть подразумевал и этот смысл. Но я позволю вам напомнить, что есть ещё шесть, то есть REDUCE.
Comments