top of page
Грязный Блогга

Хороший Боуи - мёртвый Боуи.

КОГДА СМЕРТЬ - ВО БЛАГО


И вот теперь, когда прошла волна актуальных комментариев, есть смысл попробовать понять: «А чо это было??»


Не сказать, чтобы Дэвид Боуи был великим композитором, вокалистом или поэтом, но он был великим тусовщиком с великолепными артистическими способностями. Если бы 8-летний Дэвид Роберт Джонс (впрочем, учитывая малый возраст, второе имя можно смело отбросить) увлекся не Литл Ричардом, а Хамфри Богартом, музыка не много потеряла бы, а вот кинематограф мог приобрести значительную величину. Но не приобрел. Зато Соединенное Королевство добавило в свою копилку еще одну икону. Но что нам с этого ЮКей? Итак, 10 января 2016 года Дэвид по прозвищу «Боуи» скончался, успев записать перед смертью свой 27-й студийный альбом «Blackstar». Издатели торопились, глядя на безнадежное состояние больного раком Дэвида, и успели-таки издать альбом за два дня до смерти. Бинго! Через 13 месяцев состоялась очередная – двадцать девятая – церемония вручения премии «Грэмми», на которой покойный британский идол был представлен в пяти категориях. Во всех пяти он и победил. А чо это было?


Надо заметить, что именно музыкальных достижений в карьере Боуи не так уж и много: из скрупулезно зафиксированных 14 прижизненных наград непосредственно за музыкальные достижения – только две. Не удивляет, что обе награды исключительно британские (BRIT Awards) и присуждены в номинации «Лучший британский исполнитель». Зато 4 премии за видеоклипы и две «киношные» (в том числе «Сатурн» лучшему актеру) как бы намекают. Сюда же можно добавить и премию журнала «GQ» самому стильному мужчине года (девушки, ваш выход!). Плюс общий фон: «За жизненные достижения», «За новизну», «За вдохновение», «Живая легенда»… Единственный граммофон был вручен Боуи в 1985 году, естественно, за клип («Jazzin' for Blue Jean»). И вдруг – сразу пять. Держи краба, как говорится. Но удивительно это только на первый взгляд. Когда начинаешь разбираться, то все становится более-менее понятно.


Стоявший у истоков рождения глэм-рока Дэвид Боуи взял Британию за рога своей неординарной внешностью с самого начала семидесятых, без особенного напряга заскакивая на вершины хит-парадов с каждым новым альбомом. Собственно, ему даже петь было не обязательно, но Дэвид так или иначе пел. Однако за пределами островов дела шли не лучшим образом (здесь полезно вспомнить абсолютную невостребованность Боуи в Советском Союзе, которого охотнее вырезали из польских журналов и наклеивали на двери туалетов и стены общежитий, чем записывали на катушки и кассеты). Настоящий финансовый рывок был совершен в 1983-м году, когда вышел близкий к народу «Let’s Dance». Альбом занял в США 4-е место, а заглавный сингл стал хитом номер один по обе стороны океана. Надо заметить, что большая роль в успехе принадлежит участвующим в записи и аранжировках гитаристу CHIC Найлу Роджерсу, добавившему в проект танцевальную музыкальность ШИКа, и бас-гитаристу Кармину Рохасу, играющему с Боуи на концертах главные хиты альбома вплоть до 87-го года. И еще один человек оказался чрезвычайно важен для успеха на американском континенте. Было бы глупо недооценивать роль одного из самых известных и популярных блюзовых гитаристов Америки восьмидесятых – Стиви Рэя Вона. Впрочем, он не только выкладывал свой талант ради популярности альбома, но и сам набирал её же родную, участвуя в одном проекте с раскрученной «звездой».


Увы, но этот успех оказался разовой вспышкой, а первые три песни альбома – «Modern Love», «China Girl» и «Let’s Dance» – стали на долгие годы главными хитами Дэвида. Десять последующих альбомов привычно занимали место в первой британской десятке, но в остальных странах пользовались весьма вялым интересом. И тогда Великий Тусовщик (имевший самую большую армию знакомых среди великих музыкантов, чем кто-либо иной) сделал гроссмейстерскую паузу. Почти десять лет рынок получал от него только концертники и сборники, напоминающие о том, что Боуи еще жив. Публика разогревалась грамотно и кропотливо, а в 2013 году на прилавки (в том числе и на виртуальные интернет-прилавки) был выдвинут, пожалуй, самый проработанный, самый выверенный, самый яркий и самый лучший альбом во всей 26-альбомной дискографии, который готовился почти три года – «The Next Day». Это было попадание в яблочко. Смешно, конечно, но даже этот мегауспешный альбом не стал в США первым: пальму первенства в Штатах Боуи уступил Джону Бон Джови, стабильно поставлявшему на рынок более хитовый товар. Да еще Япония так и не сумела проникнуться произведениями стильного мужчины (в Японии издавна своих стильных чуваков хватало). Но в любом случае для Дэвида Боуи «Следующий День» стал самым успешным проектом его карьеры. Вот только наслаждаться лаврами долго не получилось.


Не прошло и года после выпуска расширенного издания «Дня» (маркетологическая машина работала на полных оборотах), как врачи выписали музыканту смертельный приговор с отсрочкой на срок от года до трех: рак печени. «Шоу маст гоу он!» – гаркнул Мистер Шоу-Бизнес и выкатил умирающему бизнес-план: последний предсмертный (если получится) или посмертный альбом, который должен был закатить катафалк с телом в Бессмертие после смерти, а издателей отвести под ручку к огромному корыту с капустой при жизни. Не сказать, что кому-то уже было важно, каким получится этот последний альбом, куда важнее, чтобы он вообще получился, а уж продать можно всё, что угодно, была бы красивая история. Результат всем известен: у них получилось (до сих пор перья Зиги Стардаста продают оптом и в розницу, реализуя нелепые редкости и неизданные ранее конфузы).


Вот именно в русле этого и выглядят вполне логичными пять граммофонов мертвого Боуи, что в пять раз больше, чем было у живого, а также долгожданное первое место в США, которое живому не светило ни при каких раскладах (коли уж не получилось даже у «Следующего Дня»). Если смотреть правде в глаза, то эти пять посмертных «Грэмми» – всего лишь циничная упаковка. И если четыре номинации в буквальном смысле витают в воздухе и сколько-нибудь объективному анализу не поддаются (любое мнение можно оспорить простым аргументом «я так слышу»), то пятая статуэтка – «За лучшее оформление альбома» – это даже не кунштюк, а толстый троллинг, откровенная издевка не только над поклонниками, слушателями и зрителями, но и над здравым смыслом.


Ваш Грязный Блогга.


P.S. В качестве приложения немного картинок по поводу последнего пассажа. Предлагаю пробежаться по тем альбомам, которые не только не получали «Грэмми» за оформление, но и вовсе не возникало ни у кого мысли номинировать подобным образом оформленные работы.


Итак, вот перед нами Лучшее оформление:



А теперь посмотрим, насколько оригинальна эта обложка. Она же наверняка оригинальна, а идея её - револиционна, правда же? Иначе никто бы не стал давать Грэмми за подобный аскетизм. Смерть Боуи тут совершенно не при чем.


1999. Начинаем, конечно, с самого известного: "голос поколения", на полшага отставшего от поколения в куртках Бейна, - Скотт Уайланд - со своими товарищами по STONE TEMPLE PILOTS не слишком заморачивался над названием четвертого альбома. А вот оформление... Это же... Нет, не может быть. Да и вообще черно-белое - это вам не бело-черное, даже ребенок поймет разницу. Ни единого шанса на Грэмми, поэтому Скотт получил два граммофона исключительно за музыку (он не был таким фотогеничным как Дэвид Боуи).



Далее - более-менее в хронологическом порядке.


1980. Нил Янг с альбомом 80-го года «Hawks & Doves». Иногда кажется, что между оформлением этого альбома и Грэмминосцем есть нечто неуловимо объединяющее. Вот только непонятно, что именно.



1989. Совершенно неожиданно всплывают ассоциации с отечественными мастерами оформительского мастерства. Виктор Цой понимал толк в рисунках, поэтому будет к месту вспомнить про его оригинальный авторский вариант обложки к «Звезде По Имени Солнце».



1987. Впрочем, поторопились, как обычно. Если уж СССР, то в первую очередь – КРУИЗ и их «Железный Рок».



1996. Синглы, как известно, тоже требовали собственного оформления. Брайан Адамс не особенно щепетильно относился к такого рода заботам. Вот так был оформлен его сингл «Star». Но к чести Брайана надо заметить, что звезда здесь подверглась творческому редактированию.



Куда менее известное имя с той же фамилией Адамс вклинивается вне хронологической последовательности. Но согласитесь, что вполне уместно?



1999. Не шибко известная группа SMASH MOUTH пользуется своей неприметностью и надеется остаться незамеченной с синглом «All Star».



2000. Еще одни «незвезды» ONE STAR записывают альбом «Triangulum» и помещают на обложку одинокую звезду. Господи, да это же самая оригинальная звезда в мировой рок-музыке! Но разве их заметили на следующий год при вручении «Грэмми»?



2001. Еще остались те, кто помнит гэдээровскую группу PUHDYS? А вот вам всем! Группа существует до сих пор. Больше того, они даже на Бульваре Звезд себе местечко оторвали. По этому поводу в начале XXI века у немцев вышел сингл «Stars».



2009. Длинная пауза прерывается безвестными хаусерами FAUXSTAR с безуспешно раскручиваемым синглом «Star». Как же это оригинально…



2013. Стало понятно, что уже пора освободить рок-площадку от звезд, за них берутся другие жанры. К хаусу подключились рэперы и ди-джеи. Dj Don Mecca представляет боххатый сингл «Trap Star».



2015. И самое свежее ко дню смерти Боуи, а одновременно с этим самое консервативное – мюзикл. У очередного хита в мире мюзиклов («Hamilton») очень эффектное оформление.



Если же кто-то считает, что премию дали вовсе не за все оформление, а только за вон тот привлекательный ряд из маленьких фрагментов звезды, что прекрасно подойдет логотипом для какого-нибудь модного бренда, то напомню вам, что маленькие значки в оформительском мире уже давно стали мейнстримом. Наверное, сразу после четвертого альбома LED ZEPPELIN. К тому же, альбом – это, все-таки не кроссовки или корм для собак. А если уж говорить о каком-то осмысленном применении кусков звезды, то пусть еще поучатся у наших. Сборник «Звезды Дискотек #16» оформляли креативные люди. Да уж…



На прощание не удержусь от субъективного субъективизма и вот так вот прямо перед всеми признаюсь, что лично мне приятнее всех звезд и по оформлению, и по музыкальному содержанию альбом из далекого 72-го. BIG STAR «#1 Record». Чего и вам желаю.



В общем, VIVA LA STARS! Чао.



28 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

コメント


bottom of page