НЕ ЗАХЛЕБНИТЕСЬ!
Режиссеры: Хоаким Роннинг, Эспен Сандберг
Ой, да ладно, неужели вы на полном серьезе считаете, что пятая часть франшизы хуже предыдущей? Да, хуже. Конечно, хуже, но только в том случае, если вы до сих пор пытаетесь вырезать кружок из квадратика, лепите змеек из пластилина и с восхищением взираете на приключения фей из Клуба Винкс. Перед норвежцами Роннингом и Сандбергом стояла не такая уж и сложная задача, если честно: вернуть франшизу взрослым после диетической сказочки про русалок. И они с этой задачей вполне справились.
«Мертвецы Не Рассказывают Сказки» вернули зрителю пиратскую романтику в полном объеме, весьма расчетливо при этом играя на ностальгических струнах. Ну а разве кто против поиграть в эти игры? Возвращение Капитана Джека Воробья вышло несколько неожиданным. Он изменился, но в отличие от Железного человека Джек не стал рефлексирующим морализатором, не копается в остатках былой совести, да и вообще ничего не делает, потому что ему всё уже, похоже, обрыдло после этой бездарной гонки за вечной жизнью. На кой она сдалась, вечная-то, если даже с имеющейся делать нечего? Ничто не представляет ценности: ни жизнь, ни компас, ни треуголка. Ну, разве только треуголка… Остается лишь упасть лицом в грязь. Потому что пьяный. И только новая опасность будит в нем былые страсти. Вот такая эволюция, такая, блин, взрослая реальность, которую детям не считать с экрана даже при самой лютой эрудированности.
Словно бы вторя Воробью, предстает опустошенным и беспощадный ГОГ Салазар, в миру – Хавьер Бардем. Опустошенным и в буквальном, и в переносном смысле слова. Здесь необходимо вякнуть, что в IMAX фильм смотрится очень эффектно, объемно, реалистично (к чему мы уже постепенно привыкли со времен «Аватара»), но самое завораживающее – это не акулы, сражения или глубины океана (хотя, глубины, конечно, сногсшибательны по своей эффектной красоте и изнутри, и снаружи), а Салазар крупным планом, с развевающимися, словно под водой, волосами, с шевелящимися, как щупальца спрута, эполетами, с витающими в воздухе пепелинками («Вспомни обо мне, когда будешь бродить по берегу, но главное — когда примешься за хрупкие, хрусткие пепелинки — таких больше не сыскать! Милые моему сердцу пепелинки!» Федерико Гарсиа Лорка). В облике Салазара нет и намека на юмор, что очень непривычно для бардемовских злодеев. И на его фоне удачно контрастирует вернувшийся во франшизу человеческий юмор (в одном месте, к сожалению, переводчики не справились с идиоматическим выражением, оттого не очень понятно почему «астроном» может означать «выгуливающий осла», но ладно, прощаем). А если добавить сюда сочный флэшбек, рассказывающий, как молодой Некапитан Джек Неворобей (весьма недурной Джек вышел!) получил капитанство, прозвище, компас и треуголку, то всё становится и вовсе хорошо. Разве что ГПГ, внезапно выросший сынишка Уильяма Тернера, не отличается ни харизматичностью, ни яркой игрой (сразу вспоминается милая придурковатость Орландо Блума в бытность его еще молодым и бездетным простаком Уиллом Тернером, которая одновременно раздражала и привлекала) – это очевидный, но не фатальный прокол авторов фильма.
Все недостатки (даже позаимствованную у Моисея идею располовинить море, и в первую очередь – именно её) с лихвой компенсирует вода. Воды в фильме больше, чем у Брежнева наград. В буквальном и только буквальном смысле. Ни одна серия «Пиратов» не может похвастаться таким обилием воды (при парадоксальном условии, что безопасно только на суше!). Можно представить, как скрежетал зубами Кэмерон (он же наверняка побежал смотреть фильм одним из первых?), когда наблюдал всё это разливанное пиршество. Если уж на то пошло, то смотреть пятую часть надо бы сидя в тазике с водой, и чтобы с потолка капало. Нет, определенно, предыдущий фильм лучше. Для тех, у кого патологически развита гидрофобия и обратно пропорционально чувству юмора.
И последнее, пожалуй. Коли уж он к концу помянут, то вспомним еще раз о юморе. В фильме достаточно не только текстуального юмора, но и откровенно смешных аттракционов, о которых рассказывать нет никакого смысла, но вот не упомянуть о камео, в котором сэр Пол Маккартни сыграл дядю Джека (в обоих смыслах – он приходится Джеку Воробью дядей, и зовут его Джек, как мартышку, ха-ха) никак не можно. Сцена оказалась весьма забавной, особенно с учетом того, что Маккартни почему-то больше похож не на пирата, а на старьевщика, по ошибке угодившего в одну камеру с пиратами прямиком от новогодней елки. Участие Ричардса было оправдано тем, что Депп срисовал для Воробья его сценические ужимки. Теперь же кажется, что зарождается славная традиция единения рокеров с пиратами. В таком случае в следующих частях франшизы необходимо задействовать Мика Джаггера (его можно не гримировать), Игги Попа (его можно и не наряжать) и Патти Смит (кроме прочих достоинств ради нее не обязательно вводить женскую пиратскую роль). Другие кандидатуры – обсуждаются.
Двух часов не жалко, смекаете?
Comments