ВЫЙТИ НА АРЕНУ
Что может быть скучнее музея печатных машинок? Наверное, только музей футбольного клуба. Особенно, если ты за этот клуб не болеешь. Тем более, если вам запрещается иметь на себе во время посещения атрибутику другого клуба. Что может быть интересного в разглядывании трусов, тапочек и вазочек различной конфигурации? Возможно, примерно так думали организаторы экскурсий в музей «Зал Славы «Спартака»» и решили предварительно «разогреть клиентов красненьким», т.е. перед посещением музея организовать небольшой тур по стадиону «Открытие Арена». Нет, если вам пробежка по стадиону кажется утомительной, то можете отдать 500 рублей (все цены указаны на июнь 2016-го) и топать прямиком в Зал славы, но лучше доплатить еще 200 целковых и пройтись по тем местам, куда вход рядовому болельщику закрыт. И даже если вы вовсе не болельщик…
Билеты продаются непосредственно на стадионе в магазине. Для покупателей и экскурсантов разные кассы – это удобно. Вот только небольшая проблема: продавецов всего два, а нередко и вовсе один. Почему-то этот ерундовый, в сущности, недочет вызывает недовольство со стороны покупателей, которым, видите ли, сложно подождать лишние 2-3-5-10-15 минут. И куда мы все спешим? За всех, конечно, отвечать сложно, но очевидно, что пришедшие на экскурсию спешат на встречу с экскурсоводом. И оно понятно, ведь экскурсоводы – это преимущественно молодые люди, обладающие той яркой красотой, к которой ничего уже не добавить (ну, кроме хлыста, пожалуй).
Начинается экскурсия с одного из самых запретных мест на стадионе – с раздевалки. Именно здесь произносятся секретные наставления до игры, раскрываются все лингвистические богатства в перерыве, и именно здесь в направлении голов летают бутсы после окончания встречи. Что еще происходит в раздевалке, нам не узнать, но посмотреть на то, как выглядит помещение до появления в нем двух-трех десятков потных мужиков, очень даже можно.
Раздевалка по всем параметрам хороша (и уж точно лучше, чем у «Барселоны», например): удобные кресла, места не только подписаны, но еще и с фотографиями, большое пространство, прорезиненное покрытие, доска-экран, проектор. В общем, играй в свое удовольствие и дари радость людям. Но если с первым относительно неплохо (во всяком случае, игроки не жалуются), то со вторым как-то не всегда получается. Вопросы задавать бессмысленно, т.к. на два главных вопроса ответы в России всегда готовы: 1) стрелочник; 2) всех уволить. Вот часть раздевалки, где расположились защитники.
Как и положено радушным хозяевам, стадион «Открытие Арена» предлагает гостям сервис гораздо более полезный, условия более спортивные. Не дай бог, перед игрой разнежатся! Пусть каждый заезжий ворог знает: вам здесь рады. В гостевой раздевалке кресла не такие удобные, в массажной у гостей нет джакузи, а в гостевой разминочной комнате не установлены велотренажеры. Эх, если бы еще гости не привозили с собой обмундирование… Можно было бы, например, предоставлять гостям бутсы с шипами внутрь.
Поляна стадиона – это неприкасаемое! На бровку с искусственным покрытием заходи, сколько хочешь, но газон – только для агрономов, футболистов и судей. Туда даже тренеров не пускают, нарисовав им границы зоны. А то вылетит какой-нибудь Слуцкий или Карпин на траву и давай модными туфлями нежные кустики давить. В день, когда нет игры, поле огораживают столбиками, а по углам в укрытие сажают пулеметчиков.
В дополнение к пулеметчикам за порядком зорко следят гладиаторы с шашкой наголо.
Скамейка запасных «Спартака» защищена от болельщиков надежной, пуленепробиваемой крышей. На нее можно кидать гитару фирмы «Урал» – ничего не будет. Конечно, надо было бы оставить гостевую скамью вообще без навеса, но регламент требует. Поэтому обратите внимание на тренерские кресла. Для красно-белых тренеров они подняты на уровень поля (были), а у гостей находятся в той же яме, что и игроки. Именно по этой причине Аленичев с помощниками теряли багаж с формой, не поднимаясь с кресел, а главный тренер гостей раскачивал фитнес, будучи вынужденным все время проводить на ногах. А вы думали, они стоят, чтобы игроками руководить?
В этом месте экскурсия делает творческую паузу, вывалившись группой на улицу с обратной стороны стадиона (противоположной той, где установлен гладиатор). Там тоже установлен памятник – Федору Черенкову, легендарному футболисту «Спартака», народному любимцу. На игры «Спартака» вместе со мной ходили и «динамики» (болельщики «Динамо»), и «шестеренки» (поклонники «Торпедо»), и даже «конские» (ЦСКА). Ходили ради одного: посмотреть «живьем» игру Черенкова. Это почти всегда было представление. Даже если игра у Феди не шла, то все равно пару раз он заставлял зрителей охнуть от восхищения. Он не работал на поле, а играл, импровизировал. И был предан клубу на все сто процентов. Если верить Владимиру Маслаченко (а не верить причин особых нет), то Валерий Лобановский очень хотел заполучить спартаковскую «десятку» к себе в «Динамо» (Киев). Тренер сборной СССР звонил лично Черенкову, обещая золотые батоны, но единственное, чего сумел добиться – отказа в грубой форме (что было несвойственно для Федора). Федя – именно так его называли болельщики (еще один вариант – «Черенок» с ласковыми интонациями) – совсем не походил на героя: маленький, скромный, словно бы только что выбежавший из соседнего двора. К сожалению, Федору Федоровичу жизненный срок выпал не самый длинный – всего 55.
Для памятника была выбрана фотография 1983 года, когда Черенков был назван лучшим футболистом года и щеголял модной «химией». Вот она:
Теперь о памятнике. 1) Памятник заказали скульптору, Филиппу Рукавишникову, который ничего в футболе не понимает и кто такой Черенков – толком не знает. 2) Фотографию заказчики выбрали за скульптора и просто сказали: «Лепи вот это». Два фактора – незнание предмета и отсутствие свободы выбора у автора – сошлись в изображение какого-то напыщенного героя с рельефным торсом. Где он увидел это на фотографии?! Пожалуй, Филипп мог бы и Хокинга слепить с фигурой Супермена. Рукавишников впоследствии объяснял, что делал воина, идола. А ведь Черенков любим был вовсе не за героический стан, а за внешнюю «свойскость» и кажущуюся доступность его фантастического Футбола. Но вот стоит теперь перед стадионом сексапильный воин-победитель Федя с фигурой атлета и оттопыренной попой. Увековечили.
Подышали и хватит. Пора обратно в чертоги. Каста журналистов – не ровня рядовому болельщику: они и сидят удобно, у них с интернетом полный порядок, да и внутри своя отдельная зона имеется. И, видно, им доверяют куда больше, чем «кузьмичам» и «фанатам», потому что именно в пресс-зоне (а то ведь выковырять могут болельщики-то) в пол заложена капсула с обращением к потомкам в XXII век. Если, разумеется, к тому времени останутся потомки. Или стадион. Обращает на себя внимание, что на капсуле красуется первоначальное название спортивной арены: Стадион «Спартак».
Рабочее место журналиста после игры ничем особенным не отличается: вполне стандартное помещение для «прессух».
А чуть выше над журналистами зона для «ВИП-ов». Если обычный болельщик за пять минут до перерыва уже бежит под трибуну, чтобы занять очередь за дорогой и незабываемой на вкус сосиской (Кстати «один»: эти сосиски, если по-хорошему, должны быть запрещены на территории России наравне с ИГИЛ-ом. Кстати «два»: «Открытие Арена» – это зона безналичной оплаты, т.е. готовьте карты и терпение), то обладатели VIP-мест могут не торопиться: к их услугам ресторан без сосисок и оплаты.
Да и вид на поле отсюда самый козырный (что вполне естественно).
Важным персонам доверяют тоже больше, чем обыкновенным болельщикам. Дабы варвары в красно-белых «розах» (т.е. шарфах) не поотрывали для хозяйственных (а то и вовсе хулиганских!) нужд бесценную кафельную плитку, панно с изображениями наших «легенд» размещены в коридорах VIP-зоны.
А представляете ли вы, что вообще такое VIP-ложа? Думаете это три-четыре мягких кресла и официант за спиной? Оставьте эти мысли для ветхозаветных театралов. Современная VIP-ложа – это помещение внутри стадиона, похожее на комфортабельный номер в отеле со всеми необходимыми атрибутами: прихожая, душ, туалет, мини-кухня, комната и балкон. В комнате большой стол, за которым можно проводить деловые переговоры, постепенно перерастающие в дикую и необузданную пьянку, а можно и наоборот: деловую пьянку, переходящую в дикие и необузданные переговоры. Вот только кровати в номере не хватает. На мини-кухне есть сейф, а на балконе… А на балконе два ряда тех самых мягких кресел и прекрасный вид на футбольное поле. VIP-ложа сдается в аренду на год и доступна арендатору в любое время. А это значит… Нет! Ведь уже сказано, что кровати в комнате нет. Это значит, что сюда можно приехать просто посидеть за столом. Не спрашивайте, зачем это нужно человеку, у которого есть для аренды на год пять с половиной миллионов рублей. Можете смело продавать свою квартиру и бегом на стадион. Лозунг, встречающий перед входом, «Добро пожаловать домой!» будет звучать буквально. Но не очень долго (всего год).
На этом обзорная экскурсия заканчивается, девушка без хлыста мило улыбается и исчезает за потайной дверью, а вам придется разбираться самостоятельно с Залом славы.
Зал славы «Спартака» – современный мультимедийный музей, сочетающий в себе современные технологии и законсервированную пыль десятилетий, зовущуюся Историей. Первое впечатление – царство звука. Звуки обволакивают со всех сторон: бравурные аккорды советской музыки, монотонные речитативы интервью, возгласы комментаторов, торжественные монологи дикторов, многоголосая реакция трибун. История вплывает в уши, отделяя зал славы от гулкой пустоты стадиона. Затем приходит очередь глаз. От самого входа, с первого взгляда замыленный постулат «Он всё видит» приобретает какой-то особенный (тут напрашивается слово «нутряной», но оно настолько ужасно, что даже в переносном значении годится для употребления только в скобках) смысл.
«Он» – это речь идет о Патриархе московского «Спартака», старшем из четырех братьев Старостиных, Николае Петровиче. Стенд, посвященный ему, открывает экспозицию. И это, наверное, самое точное и правильное начало: не так важны титулы и трофеи (которые, в общем-то, не обошли стороной и Николая Старостина, бывшего чемпионом Москвы, РСФСР и СССР), как честь и достоинство. Здесь, среди россыпи личных вещей Николая Петровича, есть и анкета, заполненная его рукой. Её стоит почитать (на последующем стенде она же представлена в электронном виде, где ее можно изучить подробно). Просто для того, чтобы иметь представление о том, какие ещё бывают ценности, кроме озвученных в контракте игрока. Простые ценности, такие же простые, как и очки или книжка за 40 копеек. Он ведь их оставил на столе, выйдя куда-то по делам? Память о человеке – великая штука, нужная в первую очередь живым (мертвым-то уже все равно).
«Нас забудут – да не скоро,
А когда забудут, я опять вернусь.»
История начинает раскручиваться, на экране эпоха сменяет эпоху, очередное поколение приходит на смену предыдущему. Экраны транслируют сохранившуюся хронику, стенды представляют вещественные доказательства.
Оно, конечно, нелепо, но все эти артефакты почему-то приобретают несоразмерное значение, становятся серьезными даже в, казалось бы, смехотворных мелочах. Взять, к примеру, бутсы Алексея Парамонова, поигравшего, наверное, на всех позициях, кроме вратарской (что с его ростом – 176 см – было бы очень непросто), и выигравшего со сборной СССР в 1956 году золото Олимпиады. Эти бутсы стали сегодня не менее знаменитыми, чем Пекины (если, конечно, вам доводилось читать Льва Кассиля), а причина этого – несколько комочков земли на подошве.
Снизу заботливо подставлено зеркало, чтобы каждый мог увидеть эту землю. По легенде это та самая земля, что составляла часть футбольного поля в Мельбурне во время финальной игры с югославами. Понимаете, да? Это ведь может быть какая угодно земля. Это может быть кусок дерна с тренировочного поля в Тарасовке или прилипшая грязь из огорода в Малаховке. Точно не скажет и сам владелец бутс ветеран Алексей Александрович, шестьдесят лет прошло. Но невозможно преодолеть желание наклониться, рассмотреть получше. И вопреки всякому голосу рассудка перед глазами начинают мелькать ноги, вздымаются комки дерна, слышатся крики игроков и свисток судьи. И победный счет на табло 1:0. Магия сопричастия? Или это те самые мелочи, в которых заключается сама жизнь? Глупые, дурацкие вопросы, но кроме них есть еще крошки какой-то грязи, стирающие время.
Значительную часть экспонатов в полной мере описывает слово «трогательно». Какое, казалось бы, отношение имеют к футболу строительная каска или джазовая пластинка? Но когда смотришь на предметы, подаренные музею Галимзяном Хусаиновым, то лучше представляешь себе, что за теми фигурками с белой полосой на груди, которыми в детстве представали на экранах черно-белых телевизоров футболисты, оказываются живые люди с обычными человеческими интересами. И еще совсем другая эпоха, чей смешанный с хвоей мандариновый запах давно растворился в коридорах институтов, заводов, предприятий и учреждений. О прошлом не жалеют, его вспоминают. Зал славы – прекрасное средство для подобной терапии.
Лишенные лоска предметы выглядят совершенно живыми, только-только взявшими минутную передышку. Наверняка Ринат Дасаев вот только что пропустил невероятный удар от Марко ван Бастена и с досады бросил свои перчатки на полку. В облупившихся перчатках еще чувствуется напряжение пальцев вратаря. И почему-то закрадывается мысль: «Интересно, отколупывать кусочки покрытия с перчатки так же прикольно, как лопать пузырики на пленке?» Правильно сделали, что за стекло положили.
Отдельные стенды посвящены самым ярким игрокам «Спартака». Разумеется, особое место отведено для Федора Черенкова. Над фотографией 12-летнего Феди висит футболка, которую он носил через два года после того, как был сделан снимок. Кажется, с тех пор футболки этого пацана так и не увеличились в размерах.
А вот часть, посвященная Илюше Цымбаларю, выглядит несколько формальной. Это нисколько не упрек клубу (недавно проводился благотворительный забег его памяти, средства от которого были направлены семье Цымбаларя), а только лишь некоторое сожаление по поводу.
Великий Хранитель Древностей выстроил коллекцию заботливо, соблюдая хронологический порядок, поддерживая интригу (немало экспонатов – вроде синей спартаковской формы – заставляют удивиться) и сохраняя дыхание жизни в вещественных доказательствах истории великого клуба. Пока последний воспитанник клуба, удостоившийся чести стать частью экспозиции – Егор Ильич Титов, еще только начинающий свой тренерский путь. Но, зная его целеустремленность и преданность Игре, можно не сомневаться, что у него всё получится. Кто мы? Мясо!
Современная часть выставки отделена от архивных экспонатов стендами с различной степени забавности призами. А сразу за ними представлена эволюция спартаковской формы по годам, начиная от года основания (1922) до сегодняшнего дня. Здесь не только дизайнерские удачи, но и откровенные промахи. Если между нами, мужчинами, то это дефиле более интересно женщинам, подмечающим несуществующие (на наш мужской взгляд) детали. Что мы понимаем в воротниках, шнурочках и выточках? Только то, что они клубных цветов.
Зато в голах, уж извините. Здесь от нашего сощуренного глаза не ускользнет ни единый нюанс, природу которого надо объяснять своей прекрасной половине всю дорогу от музея до дома. И каждый, кто мнит себя высшим экспертом по оценке красоты гола, может реализовать амбиции и продемонстрировать высший уровень понимания гармонии футбола. Достаточно протянуть руку. Сомневающимся в себе экспертам задник ненавязчиво намекает на правильный ответ.
На другом стенде каждому предоставляется возможность выбрать символическую сборную «Спартака» всех времен – прекрасный тест для начинающих тренеров. Каждый болельщик в душе не только эксперт, но и самый эффективный тренер из живущих на планете. А если игра с собственным эго не слишком увлекает, то вот вам Книга рекордов, листайте, вспоминайте, узнавайте.
Если же рекорды давно заучены наизусть, то просто порадуйтесь или перейдите к книге тренеров и оставьте на экране для следующего посетителя страницу своего любимца, пусть порадуется (или наоборот капнет на пол желчью).
А на стене портреты всех наших капитанов, завоевывавших с командой трофеи. И здесь пока еще последнее место в ряду занимает Егорушка. Скоро ли придет время размещать следующую фотографию? Как знать. (спойлер из будущего - уже через год Спартак стал чемпионом, а место Последнего Капитана занял ненавидимый фундаменталистами Денис Глушаков)
Конечно, названное и показанное – далеко не полный перечень всех развлечений, но еще об одном хотелось бы сказать особо: комната информации. База данных хранит сведения (и по возможности – видеоматериалы!) практически обо всех, кто защищал честь нашего клуба. Даже венгерскому вратарю Сабольчу Шафару место нашлось, пусть он и провел за «Спартак» только пять игр в 2003 году (Сабольч, кстати, играл и на пятом десятке лет - удивительного спортивного долголетия личность). Личная радость: удалось посмотреть и вспомнить, как играл предтеча Федора Черенкова Михаил Булгаков.
Что остается после посещения в сухом (да хоть бы и в мокром) остатке? Радость. Есть некоторые замечания (Например, отсутствие английского текста. Пришлось наблюдать, как экскурсовод бегло прошлась с иностранцем по стендам, показывая пальцами и кратко поясняя, а потом оставила его разгребаться самостоятельно со всем этим кириллическим богатством.), но основное и всепоглощающее чувство – это радость. Мальчишеская такая, детская, дворовая. Наверное, так и выглядит пресловутая Дверь в лето. Непонятно только, зачем перед ней такой суровый страж. Есть ощущение, что тем, кто приходит сюда с кривой ухмылкой, вышедший из Ада гладиатор если и не отрубает голову, то вминает гримасу в заднюю стенку черепа. Чтобы не портил праздник женщинам, детям и великим экспертам.
Comments