ЖЕЛЕЗНАЯ ПЯТЕРНЯ УРБАНИЗМА
Летом 2016-го в стране появился "пакет Яровой", в Питере - мост Кадырова (тут же названный питерцами Ахматовским), а в Москве - первые подразделения Росгвардии. Но каким бы оно ни было, а оно было летом, и отменить это не может, ни Яровая, ни Золотов, ни даже сам Кадыров. Наполненное теплом, красками, запахами (не обязательно приятными) и звуками московское пространство открывало новые прелести и потрясало прежними достоинствами. Что касается надоевших и обветшавших прежних достоинств, то над этим продолжает активно работать человек из здания напротив памятника "Долгорукову", а вот новые... Ну, не всё же так плохо.
Однако начало пусть положит нечто скрытое от глаз широкой публики. На площади Журавлева по адресу Малая Семеновская д.1 ст.1 (по соседству с историко-культурным центром "Особняк купца В.Д. Носова" - памятник русского модерна) стоит неприметный двухэтажный домишко желтого цвета. На самом деле это и есть настоящий особняк купца Носова, который он оставил после свадьбы сына на Е. П. Рябушинской счастливым молодоженам, а себе построил рядом домик поменьше и перебрался туда. Особняк Носовых был построен в XIX веке молодым и перспективным архитектором Петром Павловичем Щеголевым, чья судьба не задалась и выписала ему смертный приговор в тридцать лет. Снаружи строение получилось без претензий, в классическом стиле, но о внутренностях была проявлена истинно царская забота. Правда, в советское время весь интерьер растащили краснопузые голодранцы, роспись парадной столовой (сцены сюжета "Диана и Актион" рисовал Валентин Серов) уничтожили, но вот роспись парадной лестницы пролетарии тупо поленились закрашивать и просто заклеили бумагой. А когда в 70-х бумагу сняли, то просто офигели от того, что увидели и насколько это хорошо сохранилось. Под бумагой оказалась роспись Мстислава Добужинского. Евфимия Павловна Носова на свои (вероятно) деньги снарядила художника во Флоренцию, где он должен был ознакомиться с росписями дворца, принадлежавшего некогда Козимо Медичи, а уже потом приступить к выполнению подобного, но уже в ее доме. Очень уж Евфимии понравился флорентийский дворец. Увы, но совсем немногие имели возможность посмотреть на эту красоту собственными глазами. А сейчас... Похоже, что над зданием занесена беспощадная длань урбанизма. Но фреска жива до сих пор, как и летом 2016-го.
Пример памятника, который никто пока сносить не собирается (скорее наоборот - обновят), расположился неподалеку от Дворца Пионеров, что рядом с Воробьевыми горами (тут их следовало бы назвать Ленинскими). Мальчиша-Кибальчиша поставили пятьдесят лет назад (в этом году 19 мая стукнул полтинник) в честь 50-летия пионерской организации. Памятник мифическому большевистскому оборванцу - это именно то, что сейчас у нас любят, охраняют и относятся с пониманием ко всем "издержкам". Например, местные говорят, что по ночам этот трубач "даёт джазу", но до сих пор никто из них не пожаловался на шум в позднее время.
К слову о Воробьевых. Они тоже активно уничтожаются, но шесть лет назад можно еще было выбрать под зарю вечернюю вид на речку, который не слишком пугал торосами отелей и бизнес-центров.
Как-то ни к селу, ни к городу всплыл главный фонтан Москвы. Да, территория ВДНХ преображается двунаправленно: с одной стороны восстанавливают и реставрируют, с другой - сносят. К чему всё это приведёт, пока предсказать сложно, но хочется надеяться, что в результате мы не получим самую большую в мире автопарковку.
А вот что легко предсказать, так это судьбу настенных творения лучшего (многим он нравится больше Бэнкси) стрит-художника Москвы - Зума. Все неофициальные шедевры и нетленки оперативно закрашиваются коммунальными службами. Правда, в 2016 году оперативности жилищно-коммунальным вандалам к счастью не хватало и можно было без особой спешки полюбоваться визуализацией названия улицы (нынче вместо рисунка грязно-бежевая малярная заплатка на белом фоне, а стены никто отремонтировать не подумал, разумеется). Запонка на рисунке намекает на никнейм автора, а не прославляет будущие захватнические войны.
Неплохо держался и Василий Шукшин на Садовнической, но сначала по нему нанесли удар представители семейства "вандал обыкновенный безмозглый" (из тех, что шастают по Москве с баллонами в руках и гадят на стенах), а уже потом в дело вступили крупнокалиберные орудия ЖКХ.
За современным художником выступает современная архитектура. Можно по-разному относиться к такому креативу, но в центре Москвы (улица Мытная) он выглядит совершенно неуместно, по-моему.
Такое впечатление, что всякой нелепицы в советское время в центре втыкали всё-таки меньше. Или так только кажется? Сразу же вспоминается знаменитый экспериментальный "Дом-корабль" на Тульской. Тот еще уродец.
И снова напоминаю, что я здесь не столько рассказываю, сколько показываю Москву такой, какой видел её сам. А чтобы послушать рассказы, на это есть многочисленные экскурсии и полчища экскурсоводов, достаточно только выбрать привлекательный для вас маршрут.
Хотя... На самом деле маршрут не важен, главное другое: ваш экскурсовод должен быть хорошим рассказчиком. Казалось бы, ну что интересного может быть в памятнике Даниилу Московскому, поставленному при активном содействии Юрия Лужкова? Да и в самой площади (весьма бестолковой) Серпуховская застава? А вот остановились возле тургруппы и с удовольствием прослушали весь рассказ энтузиаста своего дела и просто человека с хорошо подвешенным языком, который любит Москву. Вероятно, он может даже про памятник Петру много интересного рассказать.
Да, чтобы два раза не вставать. Вот вам и Зураба творенье, Петра изображенье. А куда ж от него деться?
Ну да, памятниками Москву нашпиговали уже настолько плотно, что сложно пройти по центру пару кварталов в любом направлении, чтобы не встретить очередное изваяние. И не обязательно он должен вам понравиться. Памятник Евгению Леонову на Мосфильмовской мне не нравится категорически. Но к счастью московские дома несут на своих стенах мини-памятники в виде памятных досок. На "леоновском" доме (на Комсомольском проспекте) Евгений Павлович изображен очень душевно и человечно. Весьма компенсаторно.
К памятникам наверняка ещё придется вернуться не раз, а вот имеет ли смысл упоминать в этой связи всевозможные арт-объекты (вроде тех коров, что сопровождают сеть "Му-му", например) - большой вопрос. Но один всё же отмечу, ибо несчастная лошадь возле штаб-квартиры Яндекса за все свои страдания заслужила хотя бы толики внимания.
Есть еще один вид... м-м-м... арт-объектов (на этот раз - нерукотворных), которые выставляются в основном только летом и только в хорошую погоду: дремлющие или спящие фигуры. Да и каждому из нас, наверное, приходилось не раз выступать в роли такого "экспоната". Если пройти в жару по московским скверам и бульварам, то можно собрать неплохую коллекцию из сотен снимков под чилаут.
Что там у нас ещё? Автомобили? Как я уже упоминал ранее, лично мне нравятся "ягуары". Не прохожу мимо них равнодушно.
И если лето, то обязательно московские голуби. Удивительно, но в Москве до сих пор остались в достаточно большом количестве настоящие голубятни. У нас "на раёне" тоже имеется своя собственная. Добрая примета советского времени (почему-то в основном из совкового прошлого передается лишь всякая дрянь), практически исчезнувшая в периферийной России.
А вот вам ещё одна напасть, одолевшая Москву с приходом мэра из племени "манси": церкви. Даже наш район, долгие годы державшийся стойко и не имевший ни одной церкви поблизости от метро (станцию метро угадайте сами), в этом проклятом Богом Z0ZZ-м году потерял свою непорочность и скоро обременеет собственным курятником. Разве было мало доставшихся в наследство? Обязательно надо воткнуть избенку или бетонную конуру с маковкой и землицы вокруг неё оттяпать, отгородив забором. Засунешь, бывалоча, нос в такую обитель, а народишку там - попадья да блаженный. Исторические пользуются куда большей популярностью. Хотя вот в том же Зачатьевском женском монастыре аншлаг далеко не всегда. Даже очередное актуальное изваяние Святителя Алексия (решение об установке принято всё при том же любителе попсовых памятников Юрии Михайловиче, но поставлен уже преемником) не шибко помогает.
Коломенское же является не столько юдолью культа, сколько местом народного отдыха. Да, с церквями там тоже всё в порядке. Одно из самых узнаваемых строений, конечно же, это Церковь Вознесения Господня. Открыточный вид.
Но Коломенское - это еще и зеленый остров, который пока (к счастью) не превратили в Остров Мечты. Здесь попросту мило. Отличное место для эмоциональной перезагрузки.
Да и церковь здесь куда сильнее ориентирована на людей, чем большинство православных сохрамников. Проезжая мимо колокольни Церкви Святого Георгия, мы вынуждены были остановиться. И остановил нас... колокольный звон. Уж больно непривычным он был на этот раз. Басовые колокола отмеряли четкий ритм в четыре четверти, а рабочие и зазвонные выводили сольную партию. И это было... по-рок-н-ролльному круто. Если вам доводилось бывать на нормальных рок-концертах, то вы хорошо представляете тот момент, когда группа сваливает бухать и обтираться полотенцами, оставляя на сцене одного барабанщика, который в силу имеющихся мастерства и фантазии развлекает публику сольно. И почти обязательно в этом мини-представлении есть отрезок, во время которого друмарь начинает постепенно ускоряться. Вот так и "наш" звонарь, выдав в процессе игры небольшую мелодическую цитату из AC/DC, начал наращивать темп и мощь ударов, а на пике скорости, когда звуки слились в единый вихрь, оборвал их эффектной кодой. Пока еще висел в воздухе последний звон (колокол - не крэш, ладошкой не прижмёшь), не подавали голос даже охреневшие птицы, рассевшиеся окрест. Стоявшие поблизости деревья сжали свои кольца, чтобы не шуршать листьями. Но стоило окончательно стихнуть, раздались бурные аплодисменты. А Мастер Колокольного Звона понтово кинул нам "козу", поклонился и скромно начал скручивать какие-то верёвки. Я посмотрел на часы: казавшееся чудным мгновением выступление длилось больше 15 минут.
Помимо прочих прелестей с высот Коломенского хорошо видна та Москва, которая составляет основу мегаполиса, но показывать её обычно не торопятся. А чего тут стесняться? Москва - это тоже Россия (пусть в народе и принято считать иначе).
Коломенское - это прекрасное место для показа скульптурных форм и инсталляций: много открытого пространства. Помимо прочих шедевров современного искусства летом 2016-го здесь выставлялась и "первая голова Спартака". Автор Тушинского Гладиатора - Александр Иулианович Рукавишников (пожалуй, самый главный московский скульптор, достаточно упомянуть только некоторые работы: Высоцкий на Ваганьковском, Достоевский у Библиотеки им. Ленина, Никулин у цирка на Цветном, Шолохов на Гоголях, Лев Дуров на Новодевичьем) - сначала примерился отдельно на голове, но она почему-то не прокатила, пришлось повторить, а вот уже вторая села Гладиатору на плечи как влитая.
Зато у первой есть преимущество (помимо того, что она - первая): в неё можно заходить. Цени себя в Спартаке...
И пока мы крутимся вокруг "Спартака", можно вспомнить о том, что в первой команде тогда еще играли защитники, один из которых стал героем (не единственным, разумеется) Чемпионата Мира в 2018 году, а другой в 2022-м дошёл до финала Кубка России (правда, Кубок не выиграл, потому что был уже в составе "Динамо").
И тогда ещё существовал "Спартак-2" (ныне почивший в бозе). А уж в нём и вовсе играли сплошные легенды. Можно уверенно сказать, что легендарность фотографии зашкаливает (а вы их узнали?).
Да, пока недалеко отбежали от Рукавишникова, то вот ещё одна работа топ-скульптора: генерал Михаил Дмитриевич Скобелев на проспекте Вернадского (возле Военной академии Генштаба). Совсем свежая по меркам жизни города, летом 2016 года памятнику даже двух лет не исполнилось.
А-а-а-а... блин. В Москве на какой памятник не плюнь, обязательно в Рукавишникова попадешь. Церетели берет размерами, а Рукавишников - количеством. В 2015 году возле станции метро "Тропарёво" открыли его рук памятник "Воинам-автомобилистам". С нетерпением ждём памятников воинам-трактористам, воинам-радистам, воинам-кавалеристам, воинам-звукометристам, воинам-прожектористам и воинам-лаборатористам. Или такие уже есть?
Ну а сама станция "Тропарёво" снаружи выглядит не менее креативно (видимо, эти странные бугры скульптурной композиции не случайны) и больше похожа не на Тропарёвские холмы, а на норковые домики Торбы-на-Круче. Но Рукавишников тут уже не при чём.
И да не введёт вас во заблуждение солнечная погода на большинстве фотографий. Лето-2016 было переменчивым на характер и богато короткими, но мощными ливнями. И если увидел, что тучи сгущаются - беги! Кстати, неплохой экзистенциальный совет для сегодняшних москвичей.
А если ты катишь на своем велосипеде по Бережковской набережной и укрыться негде, то вот тебе совет номер два: быстрее крути педали!
А укрываться лучше всего... в церкви? Нет, этот устаревший стереотип давно пора выбросить на помойку истории. В российской церкви сейчас никто тебя не укроет, а скорее либо вытолкнут на улицу под дождь, либо сдадут омоновцам. Но есть исключения, как говорится, мир не без добрых церквей. И хочется верить, что римско-католический Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Пять баллов за название! Назвать хоть что-то в честь акта зачатия - это внушает. "Но сам процесс...") именно из таких, из добрых. Во всяком случае, свадьбы здесь проходят весело, в тёплой дружеской атмосфере.
И как можно было заметить, музыка на свадьбе в католическом соборе тоже не самая тривиальная. Жаль только, что без барабанщика.
Единственное, что немного напрягает, это всё те же... памятники. Ну, право слово, разве обязательно украшать территорию максимально кринжовыми статуями? Нельзя было Рукавишникова попросить, что ли? А то ведь Григорий Потоцкий так Мать Терезу Калькуттскую изобразил, будто она сюда прямиком из Ада притопала.
Это дело надо закусить чем-нибудь умиротворяющим. Не знаю, как остальные, а я долгое время считал, что путь до Ботанического сада интуитивно понятен и даже примитивен: надо просто доехать до станции метро "Ботанический сад". Будучи ребёнком мне никогда не приходила в голову идея посетить Ботсад. А нафига? Что там делать-то? Но годы шли, а белое пятно на карте Москвы так и оставалось белым до тех пор, пока в какой-то пригожий летний день я наконец-то твердо решил увидеть этот Сад собственными глазами. Сел в метро и вышел на станции "Ботанический сад". Каково же было мое потрясение, когда вместо сада я увидел лишь какой-то жалкий общипанный сквер (так называемый "Сад Будущего" с "многолетним дубом" и чебуреками). А где же Ботанический сад? Потрясение номер два: чтобы попасть в Ботанический сад, надо от "Ботанического сада" на метро ехать почти час до станции "Владыкино". Примерно столько же занимал путь пешком, поэтому, прокляв всех, кто даёт названия станциям метро, а также их близких и дальних родственников, друзей и любовниц, я побрёл в Ботанический сад пешком, пересекая леса, поля и реки. И вот ведь чудо! Прогулка мне настолько понравилась, что впоследствии я неоднократно посещал Ботанический сад, пользуясь именно этим путём. Про реки, как и про всё остальное, я ни словом не наврал: вот она, Яуза.
Яуза, конечно, хорошая речка, но очень маленькая и берега заросшие. Основная масса отдыхающих толпится вдоль Москвы-реки, где хватает и пространства, и общества. Некоторым тупо нужны зрители, которых они без труда находят на Крымской набережной. Всё лето здесь продолжается бесконечная туса, и если вам одиноко и некуда пойти, двигайте на Крымскую.
И о невесёлом. "Красный Октябрь", кажется, всё. Культовое место на Болотном острове собираются отдать под элитное жильё. С видом на ХХС. Солидное жильё для солидного жулья. Летом 2016 года он выглядел молодцевато и, казалось, стоял на века.
Особняк Коробкова на Пятницкой, казалось бы, от такой участи сбережён охранительной грамотой, так как является культурным объектом федерального значения. Но кого бы это у нас останавливало? До 2013 года особняк занимало посольство Танзании, но потом танзанийцев оттуда попёрли, а особняк реставрировали. Работы закончились в 2015 году, а особой гордостью реставраторов является аутентичная (якобы) окраска здания, которая меняет цвет в зависимости от погоды, за что домик прозвали "хамелеоном". Ну, может быть, ещё и за его архитектурную эклектичность. В общем, пока жив, курилка, а там посмотрим (дай бог ему подольше простоять).
Под занавес традиционная рубрика "Кресты И Звёзды". Может быть, не очень звезда похожа на звезду, ну да и Джа с ней.
За традиционную рубрику "Природа" отвечает Долина реки Сетунь (понятное дело, не Яузой единой).
А в качестве завершения летней части... завершения сезона... Сезон 2015-2016 начинался на ступеньках "Дворца на Яузе", где Галина Волчек со своим коллективом приглашала всех на спектакли "Современника". Но помимо спектаклей "Дворец на Яузе" и площадь Журавлева в целом - излюбленное место киношников. Здесь постоянно снимаются какие-то сериалы. Здесь мы сезон и заканчиваем, закольцовывая сюжет. В августе 2016 на ступеньках ДК снимали очередное кино какие-то корейцы. Сцена, похоже, должна была называться "Москва, лихие 90-е". Bang-bang! На этом сезон можно считать оконченным.
The End.
Comments